Что нужно детям,  у кого нет близких: мысли вслух - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Что нужно детям,  у кого нет близких: мысли вслух

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому [1,2].

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь. Но все равно это не родимый очаг.

Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания пренатального развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска».

Мне хочется поделиться своим пока еще небольшим опытом такого общения. До поступления в вуз, я, конечно же,  знала о существование домов-интернатов, детских домах, домах малютки и других учреждениях такого типа, но никогда не могла даже и предположить, что я сама с этим когда-либо столкнусь. Еще в школьные годы нам прививали готовность и желание помочь таким детям: мы собирали мягкие игрушки, канцелярские товары, вещи, но речь о поездке в детский дом или приют и не шло.

Но случилось так,  что мы в 10 классе посетили дом малютки и конечно приехали туда не с пустыми руками.  Когда мы туда попали,  происходящее там напоминало обычные ясли, но только эти дети были отказники.  Нам разрешили войти в комнату. В ней стояло 8 кроватей и малыши, как не странно в полугодовалом возрасте  лежали очень тихо,  не издавая не звука. Сейчас я понимаю это. Одна няня просто не успевала уделять внимание каждому, это они понимают с самого раннего возраста. Мы,  не задумываясь, взяли детей на руки и стали с ними «сюсюкатся». Как же они были рады, улыбка не сходила с их лица, эти счастливые глазки блестели от счастья. Но залетевшая няня, попросила, что бы мы немедленно положили малышей обратно. Она знала, что мы будем здесь мало и,  наверное,  вряд ли придём снова, а она не справится одна и поэтому дети перестают требовать внимания, зная, что к ним не подойдут. Такова оказалась жестокая правда нашей жизни. Но материнской  теплоты и ласки, даже самая заботливая няня заменить не может. Я не хочу осуждать этих матерей, я себя всегда успокаиваю одной мыслью, что детям действительно лучше в интернате, чем в неблагополучной семье.

Мне всегда было интересно общение с детьми, и поступление именно в педагогический вуз не стало случайным выбором.  Когда я узнала о волонтёрской организации на нашем факультете (Корчаковская молодежная организация «Сердце детям»), я. не задумываясь, вступила в неё, чтобы оказывать помочь детям, дарить им своё тепло, заботу и внимание. Так как эти дети всегда ждут твоего возвращения. И всегда подарят тебе искреннюю улыбку.

После окончания 1 курса мне захотелось попробовать себя в качестве вожатого в детском лагере. И здесь судьба свела меня с такими «особыми» детьми. Контингент наших детей был разным. Но большую часть составляли дети из приютов, неполных семей, семей находящихся в сложных жизненной ситуации,  на грани лишения родителей родительских прав.

Я была амбициозна и готова к любым трудностям. Дети, как дети,  подумала я, справляясь...Но это оказалось значительно сложней моих предположений. Возраст моих детей был от 10-13 лет.  Многие отрицали нахождение их в приюте, говоря, что мама или папа их обязательно заберут, просто сейчас им сложно, а потом обязательно всё будет хорошо. Хочется отметить, что какие бы родители не были, судя по историям детей и краткой характеристики, дети их очень любят и ждут, они для них самые лучшие.  И действительно хочется в это верить. Дети,  которые давно находились в приюте, при приезде в лагерь чувствовали радость.  Им хотелось, чего-то нового и интересного, а самое главное общение с новыми людьми, ведь в стенах приюта им так этого не хватает.  Но были дети,  которые просто не хотели общаться, играть были очень забиты и испуганны. Радостно то, что мы смогли с этим справиться, т.к. просто разговор и доброе слово, которые может быть, они никогда и не слышали,  творят чудеса. А ещё таким детям необходимо внимание, они безумно счастливы, когда на их просьбу или предложение отвечают, дают им высказываться и похвалят. Первое время они меня просто разрывали, требуя к себе внимания, которого им так не хватало. Они были рады прикосновенью или поглаживанию по головке, которому не удивишь обычных детей. Хотели помочь, что бы почувствовать себя нужными.

Проблемы возникали в быту. Дети, попавшие в приют, после неблагополучной семьи, не знали и не понимали элементарных правил гигиены. Смена постельного белья происходила с такими детьми, очень сложно, для них было просто не привычно спать на  чистом и сухом. Дети предпочитали спать на голом матрасе и, укрываясь не одеялом, а покрывалом. Переучить было очень сложно и скажу честно в некоторых случаях просто не возможно. Дети из приюта в лагерь приезжали с набором необходимой одежды, но поменять её, что бы одеть чистую было трудно. В еде дети были не прихотливы, и всегда просили добавки, как будто бы хотели наесться впрок. Выходя из столовой уже сытыми, они прятали хлеб по карманам, объяснить, что этого делать не нужно и через час два часа будет полдник, стоило огромных усилий.

Нужно было вселить им надежду в хорошее, лучшее,   что нужно уметь доверять, но им так сложно было  в это поверить, потому что их так много раз предавали.... И самое главное - это увидеть  радость на их лицах, ведь ничего нет дороже улыбки ребенка, но мы взрослые порой это забываем.....

Поработав один год с детьми, я поняла, что это моё призвание, и мне это нужно. А главное,  я могу быть полезна этим детям. На следующий год при выборе лагеря для педагогической практики я уже осознанно приехала именно в тот  же лагерь. Что бы опять почувствовать себя полезной для этих детей,  и хотя бы на короткие 18 дней сделать их счастливыми!

 

Список источников:

  1. Мид М. Культура и мир детства / М.Мид.-М.:Просвещение,2003.- 86 с.
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. Вузов /А.В Мудрик. - М.:Академия,2000. - 200 с.
Просмотров работы: 10