В рамках исследования проведен компаративный анализ социально-психологических детерминант формирования профессиональной готовности медицинских работников к деятельности в экстремальных ситуациях на модели студентов медицинского вуза.
Эмпирическую базу составили результаты исследования 55 студентов факультета клинической психологии и 187 студентов лечебного факультета Волгоградского государственного медицинского университета, полученные методом психодиагностического тестирования.
Согласно результатам, между исследуемыми модельными группами существуют незначительные отличия в показателях субъективной оценки готовности к деятельности в экстремальных ситуациях: 48,48% студентов лечебного факультета и 56,68% студентов факультета клинической психологии. Студенты лечебного факультета более склонны считать, что имеют достаточно знаний и навыков для работы в экстремальных ситуациях (49,9%) и способны на принятие решения, не анализируя его (60,38%). Большинство респондентов обеих групп отмечает «уравновешенность» и «решительность» как личностные качества, необходимые для работы в экстремальных условиях.
Компаративный анализ не выявил значительных отличий профессиональной готовности клинических психологов и студентов лечебного профиля, однако респонденты второй группы более уверены в собственных профессиональных знаниях и умениях. Таким образом, ведущим фактором профессионального становления личности является система объективных требований к ней, обусловленных специфичностью профессиональной деятельности.