ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями. Основное препятствие - несоответствие профессиональных областей, в которых желают трудоустроиться выпускники, и тех, куда готовы принять их работодатели. Выявленные противоречия между ожиданиями молодых специалистов и потребностями работодателей ведут к сложностям при трудоустройстве и вынужденной смене специальности. Трудовая деятельность студентов, не связанная с приобретением специальности, приобрела массовый характер. При этом значительные группы современных студентов порой небезуспешно пытаются совместить процесс своей трудовой социализации с получением основной профессии в вузе.

Идеальный выпускник вуза, в первую очередь, должен обладать высокой образованностью и способностью легко обучаться. В условиях становления рыночной экономики, когда происходят стремительные изменения не только в экономических отношениях, но и в социальных, рассчитывать на успех могут лишь те выпускники, кто способен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

На современном рынке труда по-настоящему конкурентоспособным будет работник, который не только хорошо знает технические особенности своей профессии, но и общителен, умеет работать в стрессовой ситуации, выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, управлять персоналом, представить продукт своего труда клиентам и широкой публике и т.д. Следовательно традиционный подход к высшему образованию, ориентированный на решение одной задачи - обучить молодого человека определенной специальности - уже устарел. На основе всего выше изложенного можно придти к тому, что на данный момент существует серьезная проблема трудоустройства молодых специалистов. На основе этого нами были рассмотрены данные состава безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости по Белгородской области. (табл. 1) [2].

Таблица 1 Состав безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (человек) по Белгородской области

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность безработных - всего

1904

2151

2176

2252

2020

2026

из них по причинам увольнения:

 

 

 

 

 

 

уволившиеся по собственному желанию

966

1080

580

449

629

636

высвобожденные работники

627

716

652

684

514

512

выпускники общеобразователь­ных школ

-

-

3

6

7

5

выпускники высших и средних профессиональных учебных заведений

125

114

75

265

217

213

выпускники начальных профес­сиональных учебных заведений

28

16

20

47

41

42

из числа безработных имеют образование:

 

 

 

 

 

 

высшее профессиональное

876

1041

924

886

860

865

среднее профессиональное

665

715

724

659

515

517

начальное профессиональное

196

240

256

339

303

302

среднее (полное) общее

158

146

243

326

312

314

не имеющие среднего (полного) общего

8

9

28

42

30

33

На основе данных табл. 1 можно сделать вывод, что число безработных после окончания высших и средних учебных заведений увеличилось к 2010году по сравнению с 2005годом на 78%, а безработные после окончания начальных профессиональных учебных заведений составило на 67% больше к 2010году по сравнению с 2005годом (табл.1) [3]. Так же для более глубокого изучения проблем трудоустройства молодых специалистов нами было рассмотрено распределение безработных по возрасту (рис.1) [3].

Проанализировав данные рис.1 можно определить, что наибольшее количество безработных составляют лица в возрасте от 18 лет до 24, являющиеся выпускниками учебных заведений. На сегодняшний день их количество составляет 610 человек [3].

На основе данных состава безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (человек) и данных о распределение безработных по возрасту можно проследить динамику состава выпускников разных учебных заведений с 2005-2010 годов(рис.2) [2].

На основе рис. 2 можно сказать ,что число безработных ,имеющих высше образование снижается к 2010 году. Численность безработных ,имеющих среднее профессиональное образование составляло самые высокие показатели в 2007 году, а к 2010 году стало резко снижаться. Численность безработных имеющих начальное профессиональное и среднее общее образование напротив стало увеличиваться к 2010 году, а число лиц, не имеющих среднего общего образования осталось практически неизменным.

Получаемое высшее образование при правильном подходе необходимо рассматривать, как долгосрочные инвестиции, а они требуют взвешенного подхода к решению выпускниками ряда вопросов. Основной проблемой трудоустройства молодого специалиста является не поиск работы вообще, а поиск работы по специальности [4]. Сложность устроиться на работу по специальности объясняется двумя причинами.

Большинство профессий подразумевают наличие практических навыков ,нежели теоретических знаний. В зависимости от полученной специальности молодому специалисту без опыта работы будет проще или сложнее устроиться на работу по специальности впервые. Можно сказать, что чем больше какая-то профессия требует специальных знаний и меньше практических навыков, тем проще будет устроиться на работу специалисту по этой профессии[4].

Еще одной проблемой для выпускников вузов является низкий уровень оплаты их труда, который предлагают потенциальные работодатели. Решение данной проблемой может стать всего лишь вопросом времени, если выпускник устроится на работу по специальности. Приобретя опыт работы, он сможет рассчитывать на большую заработную плату. В сегодняшних условиях наибольшие сложности с трудоустройством испытывают в первую очередь молодые специалисты, только вступающие на карьерную лестницу. У компании же сложилось неоднозначное отношение к сотрудникам, не имеющих опыта работы, возможности их принятия на вакантную должность. Для одних компаний это представляется как бесполезная трата времени, для других - наоборот, как возможность укрепить и даже повысить свои позиции на рынке, когда они готовы обучать и способствовать развитию вчерашнего выпускника, обладающего потенциалом. Однако привычным сегодня явлением становится поведение студентов и молодых специалистов, имеющих лишь диплом о высшем образовании, но никакого опыта, при котором они стараются диктовать свои условия в случае принятия на работу. Если человек имеет чрезмерные амбиции и хочет сразу же работать начальником отдела, то его шансы на трудоустройство невысоки. В связи с этим молодому специалисту предпочтительнее аргументировать свою позицию теми знаниями и навыками, которыми он обладает, а не просто желанием получать зарплату с большим количеством нулей. Некоторые молодые специалисты не претендуют на высокие должности, поэтому выбирают работу сразу на двух низших должностях. Однако в этом случае необходимо помнить об особенностях работы по совместительству, которые играют важную роль в эффективности трудовой деятельности, совмещая работу [4].

Существует мнение, что кадровые агентства занимаются поиском исключительно квалифицированных специалистов, имеющих солидный опыт работы. Однако и из этого правила бывают исключения. Кадровое агентство выполняет заказ работодателя, и от потребностей в персонале работодателя зависит, каких специалистов будут искать и внутренние рекрутеры компаний, и кадровые агентства. Тем не менее, следует помнить, что кадровое агентство будет подбирать наиболее успешных выпускников вузов, оценивать уровень полученных молодым специалистом знаний, поскольку требование о высоком профессиональном уровне кандидатов является общим правилом. Принимая на работу молодых специалистов, работодатель закрывает рядовые вакансии. Многие работодатели видят преимущество приема на работу молодых специалистов в экономии финансовых средств на оплату труда работников. Некоторые работодатели ищут молодых специалистов с хорошими твердыми теоретическими знаниями, считая, что практический опыт лучше получать в той компании, в которой специалист будет работать.

При выборе недопустимо использовать какие-либо шаблоны, здесь во главе угла должны стоять предпочтения конкретного человека, который сам должен сделать выбор, сравнивая имеющиеся на рынке варианты. Работа в крупной международной компании может гарантировать специалисту помимо опыта и продвижение по карьерной лестнице, которое начинается с занятия низовой должности. Со временем человек, добившись успехов в определенной деятельности, может переориентироваться для работы в другой сфере, что сделает его универсалом. Это позволит ему совмещать несколько должностей. Таким образом, имея человека, знающего особенности работы по совместительству в определенных сферах, она, несомненно, выиграет. В маленькой компании человек может рассчитывать также на получение опыта, который может оказаться более широким [3]. Однако это не гарантирует ему повышение в должности. Помимо этого человек сам должен для себя определить, когда именно нужно начинать карьеру. Одни могут начать задуматься об этом, уже обучаясь на первом курсе ВУЗа, другие же будут проявлять пассивность до момента, пока не получат диплом, повышающий их шансы найти работу. Сказать, какой из предложенных путей результативней, сложно, ведь большинство работодателей руководствуются при приеме на работу опытом, нежели знаниями, которые можно приобрести в процессе работы.

В последние годы произошло заметное и резкое изменение профессиональных предпочтений молодежи при выборе отрасли. Так, если раньше молодые люди не считали привлекательной занятость в торговле и общественном питании, то сегодня названные сферы деятельности, а также бытовое обслуживание предпочитают производству и науке. Наиболее престижными выпускникам школ представляются профессии банковского служащего, менеджера, экономиста, юриста, коммерсанта. Ведущими мотивами профессионального выбора по-прежнему являются высокий уровень оплаты труда и престижность компании. Но следует соответствовать запросам рынка труда, на котором в данный момент преобладает нехватка профессий в области торговли.

Кроме того, во многих случаях найм молодежи более привлекателен с точки зрения минимизации расходов на приобретение и потребление рабочей силы, хотя в некоторых областях, например, на управленческих позициях, просто необходим определенный опыт работы, и выпускники, не обладающие им, не могут занять соответствующее место в компании. Но вместе с позитивными факторами, влияющими на конкурентоспособность молодых специалистов, имеется ряд объективных характеристик, предопределяющих настороженное отношение к ним со стороны работодателей. К их числу можно отнести:

  • недостаточность или отсутствие профессионального опыта в сочетании с завышенными требованиями к условиям и оплате труда;
  • неопределенность трудовых и профессиональных интересов;
  • социальная и психологическая нестабильность и другие.

Для решения данных проблем следует применять мероприятия повышения уровня практического обучения в учебных заведениях. Это можно сделать с помощью введения специальных программ по трудоустройству выпускников. Прежде всего, необходимо составить грамотное резюме, в котором подробно осветить все вопросы, связанные с трудовой деятельностью. Это может быть и участие в краткосрочных проектах (например, в переписи населения или проведении выставки). Рассказывая о своей трудовой деятельности, необходимо не просто указать период работы (с 1 по 10 января), а подробно описать характер работы, уровень принятия управленческих решений. Также можно рассказать об итогах работы (например, описывая участие в организации выставки, указать количество новых клиентов, привлеченных лично студентом).

В настоящее время можно выделить несколько основных методов работы с выпускниками, которые используют крупные российские и западные компании. По данным, которые приводятся в обзоре рынка Graduate Recruitment в 2005-2009 гг., предоставленных проектом e-Graduate (www. e-Graduate.ru), практикуется 5 методов работы с молодыми специалистами:Graduate Program; программа стажировок; проведение презентации в вузе; участие в днях карьеры; подбор молодых специалистов на отдельные позиции в компании. Так же накоплению опыта молодых специалистов может способствовать производственная практика или стажировка. Данные рекомендации помогут корректировать проблему трудоустройства молодых специалистов.

В своей работе мы рассмотрели проблему положения трудоустройства современной российской молодежи в сфере труда и занятости, и привели некоторые меры, которые должны быть предприняты для улучшения существующего положения.

В заключение можем сказать, что успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению. Молодым специалистам требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстроизменяющихся обстоятельствах.

Таким образом, можно сделать следующий вывод - молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Разумеется, все пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно.

На молодежный сектор рынка труда оказывает влияние ряд негативных тенденций: усиление несоответствия спроса и предложения рабочей силы как по профессионально-квалификационным, так и по другим качественным характеристикам; увеличение в структуре предложения рабочей силы доли лиц, не имеющих профессий; падение престижа рабочих профессий; слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работающих. При этом страдает и экономика, не получающая необходимой для её успешного функционирования рабочей силы определенных профессий и уровня квалификации. Учитывая высокий уровень структурной безработицы, представляется необходимым расширять взаимодействие службы занятости с органами исполнительной власти и предпринимательским корпусом.

Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.

Россию необходимо выводить из сложившегося «равновесия» между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда. С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют три сегмента этой политики:

  • формирование динамичного рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;
  • регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);
  • система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки доходов; разработка активных программ развития рынка труда)

Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребности экономики.

Государству следует занять самую активную позицию в деле обеспечения занятости молодежи - разработать комплекс мер по закреплению молодых рабочих кадров, особенно в трудонедостаточных сегментах экономики. Главный инструмент такой политики - региональные программы по созданию рабочих мест для молодежи. При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер.[4]

Список литературы

  1. Жулина, Е. Г. Экономика труда : учеб. пособие [Текст] / Е. Г. Жулина. - М. : Эксмо, 2010. - 208 с.
  2. О ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году. Аналитический материал. [Текст] / Отв. за вып. С. Я. Борисенко. - Белгород : Белгородстат, 2011. - 45 с.
  3. Основные тенденции развития уровня и качества жизни населения Белгородской области в 2009 году. Аналитический материал. [Текст] / Отв. за вып. Л. А.Пинаева. - Белгород : Белгородстат, 2010. - 45 с.
  4. Реализация программы по стабилизации ситуации на рынке труда [Текст] - Белгород : ГУ «Центр занятости населения города Белгорода», 2011. - 12 с.
Просмотров работы: 657