ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОСАМОРЕГУЛЯЦИИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ХОККЕИСТОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОСАМОРЕГУЛЯЦИИ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ХОККЕИСТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема психорегуляции в спорте - одна из актуальных в силу высокой значимости психологического фактора в спортивной деятельности (Г. Д. Бабушкин, Г. Б. Горская, Ю. Ф. Назаренко, 1995г.).

Занятия спортом оказывают мощное воздействие на развитие и совершенствование организма, в то же время спорт предъявляет к организму высокие требования, создавая стрессовые ситуации. В соревнованиях побеждает спортсмен с устойчивым психическим уровнем, способный мобилизоваться для достижения оптимального результата. В сложных условиях спортивной борьбы проявляются все психофизические качества спортсмена, что характеризует его как личность.

Согласно исследованиям (Г. Д. Бабушкин, Ю. Ф. Назаренко,1995г; А. М. Рябков, В. Н. Смоленцева,1999г.), чем выше у спортсменов уровень развития психорегуляции, тем выше результативность их соревновательной деятельности.

Основная цель психорегуляции - формирование особого психического состояния, способствующего наиболее полному использованию спортсменом своего потенциала, накопленного на тренировках. Умение владеть своим состоянием определяет возрастающий интерес к различным методам психорегуляции.

К средствам психической регуляции относят:

  • психолого-педагогические средства: убеждение, внушение, деактуализация (занижение возможностей соперника), формирование «внутренних опор» (создание у спортсмена уверенности в своем преимуществе по отдельным разделам подготовки), рационализация (объяснение спортсмену реальных механизмов неблагоприятного состояния, из которого легко виден выход), сублимация (вытеснение направленности мыслей спортсмена о возможном исходе соревнований и замена их установкой на определенные технико-тактические действия), десенсибилизация (моделирование наиболее неблагоприятных ситуаций предстоящего соревнования).
  • комплексный методы релаксации и мобилизации в форме аутогенной, психомышечной,  психорегулирующей, психофизической, идеомоторной и ментальной тренировок.
  • аппаратурные средства воздействия: использование ритмической музыки, цветомузыки,  видеоизображения,  фильмов со скрытыми титрами успокаивающего или мобилизирующего характера.
  • психофизиологические воздействия:  массаж, тонизирующие движения,  произвольная регуляция ритма дыхания,  воздействие холодом,  фармпрепаратами естественного происхождения  (например, элеутерококком), двигательные и мимические упражнения из группы «гимнастики чувств» (В. В. Кузин, А. П. Лаптев,1999г; В. Н. Платонов,1997г.; А. В. Родионов,1990г.).

Цель нашего исследования заключается в изучении актуальных психических состояний хоккеистов, возникающих в процессе спортивной деятельности, их влияния на эффективность этой деятельности, а также в разработке способов регуляции состояний, позволяющих оптимизировать психическое состояние спортсмена-хоккеиста непосредственно в условиях спортивного состязания.

Объект исследования: психические состояния хоккеистов.

Предмет исследования: процесс регуляции психических состояний хоккеистов.

Гипотеза исследования: наша программа позволит улучшить психическое состояние, тем самым положительно повлияет на технико-тактические действия хоккеистов.

Задачи исследования:

  1. Изучить психические свойства хоккеистов. 
  2. Разработать программу коррекции психического состояния хоккеистов.   
  3. Экспериментально оценить влияние программы на физическое состояние хоккеистов

Педагогический эксперимент.

Экспериментальная группа, в составе 10 человек (хоккеисты 1999 г.р.) будут заниматься по программе в течение трех месяцев 3 раза в неделю.

 Данная программа включает в себя комплексные методы релаксации и мобилизации:

  • аутогенная, психомышечная, психофизическая в начале занятий;
  • ритмическая музыка в конце занятий;
  • произвольная регуляция ритма дыхания в ходе тренировки;
  • применение фармпрепаратов естественного происхождения до занятий и после;  
  • двигательные и мимические упражнения самостоятельно в домашних условиях;
  • массаж по мере необходимости.

Результаты исследования.

Изучение свойств личности хоккеистов, в частности, определения уровня оценки мотивации одобрения при помощи шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу свидетельствует, что большая часть респондентов (62%) имеют средний уровень мотивации и 38% - высокий уровень.

При определении уровня потребности в достижении мы выявили, что 62% респондентов имеет средний уровень, 33% - низкий, и лишь 5% респондентов имеет высокий уровень потребности в достижении.

Уровень мотивации на успех или на неудачу при помощи теста А. А. Реана «Мотивация успеха, боязнь неудачи» свидетельствует, что у всех респондентов имеется мотивация на успех.

Выводы:

  1. При определении мотивации одобрения большая часть хоккеистов имеет средний уровень.
  2. Уровень мотивации на успех и неудачу - у исследуемых только на успех.
  3. «Средний» уровень потребности в достижении составляет 62% и лишь 5% имеет «высокий» уровень.
Просмотров работы: 7