Занятия спортом оказывают мощное воздействие на развитие и совершенствование организма, в то же время спорт предъявляет к организму высокие требования, создавая стрессовые ситуации. В соревнованиях побеждает спортсмен с устойчивым психическим уровнем, способный мобилизоваться для достижения оптимального результата. В сложных условиях спортивной борьбы проявляются все психофизические качества спортсмена, что характеризует его как личность.
Согласно исследованиям (Г. Д. Бабушкин, Ю. Ф. Назаренко,1995г; А. М. Рябков, В. Н. Смоленцева,1999г.), чем выше у спортсменов уровень развития психорегуляции, тем выше результативность их соревновательной деятельности.
Основная цель психорегуляции - формирование особого психического состояния, способствующего наиболее полному использованию спортсменом своего потенциала, накопленного на тренировках. Умение владеть своим состоянием определяет возрастающий интерес к различным методам психорегуляции.
К средствам психической регуляции относят:
Цель нашего исследования заключается в изучении актуальных психических состояний хоккеистов, возникающих в процессе спортивной деятельности, их влияния на эффективность этой деятельности, а также в разработке способов регуляции состояний, позволяющих оптимизировать психическое состояние спортсмена-хоккеиста непосредственно в условиях спортивного состязания.
Объект исследования: психические состояния хоккеистов.
Предмет исследования: процесс регуляции психических состояний хоккеистов.
Гипотеза исследования: наша программа позволит улучшить психическое состояние, тем самым положительно повлияет на технико-тактические действия хоккеистов.
Задачи исследования:
Педагогический эксперимент.
Экспериментальная группа, в составе 10 человек (хоккеисты 1999 г.р.) будут заниматься по программе в течение трех месяцев 3 раза в неделю.
Данная программа включает в себя комплексные методы релаксации и мобилизации:
Результаты исследования.
Изучение свойств личности хоккеистов, в частности, определения уровня оценки мотивации одобрения при помощи шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу свидетельствует, что большая часть респондентов (62%) имеют средний уровень мотивации и 38% - высокий уровень.
При определении уровня потребности в достижении мы выявили, что 62% респондентов имеет средний уровень, 33% - низкий, и лишь 5% респондентов имеет высокий уровень потребности в достижении.
Уровень мотивации на успех или на неудачу при помощи теста А. А. Реана «Мотивация успеха, боязнь неудачи» свидетельствует, что у всех респондентов имеется мотивация на успех.
Выводы: