Проблема здоровья студенческой молодежи за последние годы стала ещё более актуальной. В работах исследователей отмечается, что количество студентов специального медицинского отделения увеличилось с 19 до 20-25%, в некоторых вузах она достигает 40 % от общего количества студентов.
Проблему здоровья студентов можно отнести к числу важнейших социальных проблем. Согласно официальным данным (справка Министерства образования), в нефизкультурных вузах есть студенты со значительными отклонениями в состоянии здоровья. Основная причина значительной заболеваемости студентов - малая двигательная активность.
Среди многообразия средств физического воспитания студентов, как наиболее доступное и эффективное оздоровительное средство может выступить спортивная игра бадминтон. Занятия бадминтоном благоприятно влияют на анатомо-физиологическую структуру организма студентов. Частота сердечных сокращений у студентов в момент игры очень велика. Чтобы выдерживать это нужно быть очень тренированными. Широкие возможности дозировать нагрузку во время тренировок позволяют использовать занятия бадминтоном как средство развития физических качеств, формирования двигательных способностей и увеличения функциональных возможностей организма.
Объект исследований - учебно-тренировочный процесс занятий бадминтоном.
Предмет исследований - изменение показателей уровня физических качеств студентов.
Цель исследования: изучить влияние занятий бадминтоном на уровень развития физических качеств студентов нефизкультурного вуза.
Для решения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- Оценить уровень физических качеств студентов нефизкультурного вуза.
- Определить физическое развитие и функциональное состояние студентов нефизкультурного вуза до и после эксперимента.
- Оценить процесс учебно-тренировочных занятий по бадминтону у студентов нефизкультурного вуза.
- Провести сравнительный анализ показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности контрольной и экспериментальной группы после эксперимента.
В исследовании используются следующие методы: тестирование физических качеств, педагогический эксперимент, антропометрия, физиометрия, математико - статистическая обработка полученных данных.
Исследование проводится на базе института экономики управления и права с декабря 2011 г. по май 2012 г., в котором принимают участие студенты первых курсов в количестве 30 человек, из них: в контрольную группу вошли 15 человек, в экспериментальную группу - 15.
Был проведен анализ уровня физических качеств студентов до эксперимента, который выявил, что:
- по тесту «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» в контрольной группе на оценку «отлично» выполнили 4 человека (27 %), на оценку «хорошо» - 5 человек (33 %), на оценку «удовлетворительно» - 6 человек (40 %), а в экспериментальной группе на оценку «отлично» выполнили 5 человек (33 %), на оценку «хорошо» - 4 человека (27 %), на оценку «удовлетворительно» - 6 человек (40 %);
- по тесту «поднимание и опускание туловища из положения лежа» в контрольной группе на оценку «отлично» выполнили 2 человека (13 %), на оценку «хорошо» - 4 человека (27 %), на оценку «удовлетворительно» - 9 человек (60 %), а в экспериментальной группе на оценку «отлично» выполнили 2 человека (13 %), на оценку «хорошо» - 4 человека (27 %), на оценку «удовлетворительно» - 9 человек (60 %);
- по тесту «наклон вперед из положения сидя» в контрольной группе на оценку «отлично» выполнили 3 человека (20 %), на оценку «хорошо» - 3 человека (20%), на оценку «удовлетворительно» - 9 человек (60 %), а в экспериментальной группе на оценку «отлично» выполнили 3 человека (20 %), на оценку «хорошо» - 3 человека (20%), на оценку «удовлетворительно» - 9 человек (60 %);
- по тесту «бег: юноши 1500 м, девушки 800 м» в контрольной группе на оценку «отлично» выполнили 3 человека (20 %), на оценку «хорошо» 4 человека (27 %), на оценку «удовлетворительно» 8 человек (53 %), а в экспериментальной группе на оценку «отлично» выполнили 3 человека (20 %), на оценку «хорошо» 4 человека (27 %), на оценку «удовлетворительно» 8 человек (53 %).
- по тесту «челночный бег 3х10» в контрольной группе на оценку «отлично» выполнил 1 человек (6 %), на оценку «хорошо» - 8 человек (53 %), на оценку «удовлетворительно» - 6 человек (41 %), а в экспериментальной группе на оценку «отлично» выполнил 1 человек (6 %), на оценку «хорошо» - 8 человек (53%), на оценку «удовлетворительно» - 6 человек (41%).
После проведения исследования выяснилось, что уровень физических качеств студентов не физкультурного вуза в контрольной и экспериментальной группах оценивается как удовлетворительный.
Мы предполагаем, что в дальнейшем разработанная программа учебно-тренировочных занятий бадминтоном позволит улучшить показатели физических качеств студентов нефизкультурного вуза, так как тренировочные занятия бадминтоном - многосторонний процесс, имеющий специфическое содержание и форму организации, превращающий её в сложное системное воздействие на личность, физическое состояние и здоровье студента; направленный на всестороннее воспитание, на приобретение широкого круга специальных знаний, умений и навыков, повышение физической и умственной работоспособности, овладение техникой вида спорта.
Таким образом, проблема укрепления здоровья студентов, носит стратегический характер для государства и общества. Нашей задачей является подготовка физически здоровых специалистов, способных долго сохранять работоспособность и творческую активность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Жбанков, О.В., «Специальная физическая подготовка в бадминтоне» м.: Изд-во МГТУим. Н.Э. Баумана, 1997.
- Захаров, Е. Н., Книга Энциклопедия физической подготовки, Издат.-Лептос-3688 ст.,1994.
- Ильинич, В. И., Физическая культура студента: Учебное пособие / Под ред. В. И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2005. - 448 с.
- Ильинич, В. И., Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: научно-методические и организационные основы. - М., - Высшая школа, 1978.- 144 с.
- Имашев, А. И., Шакурова, Л.Е. Физическое развитие различного возрастного контингента: учебно-методические рекомендации/ сост. А.И. Имашев, Л.Е. Шакурова. - Наб. Челны: КамГИФК, - 2007. - 38 с.