Рассматривая территорию бизнеса, мы видим, что главная цель здесь - получение прибыли. Эта цель и определяет мотивацию и логику поведения участников рынка.
Основная задача некоммерческого сектора - достижение максимального социального эффекта, решение общественно-значимых проблем.
Если предположить, что социальное предпринимательство является сферой, где бизнес пересекается с некоммерческим сектором, то можно сделать вывод, что главной целью здесь стоит получение прибыли при максимальном социальном эффекте.
Поэтому можно сказать, что в этом новом пространстве формируется новая система взаимоотношений, которую мы называем экономикой заслуг. Здесь происходит оценка не только экономической эффективности, но и социального вклада каждого участника в общественное благо. Поощрение, получаемое этим участником, зависит от достигнутого им социального эффекта. То есть, чем больше физическое или юридическое лицо делает для пользы общества, тем больше ресурсов, инвестиций и заказов оно получает. Выгодоприобретателем при этом оказывается не только сам человек или компания, чьи доходы возрастают, но и общество в целом, поскольку социально ориентированная деятельность идет на пользу всего общества.
Но, на мой взгляд, помимо извлечения прибыли в основе социального предпринимательства находится стремление установить с клиентом долгосрочные партнерские отношения. Здесь, в отличие от обычного предпринимательства, маржа как таковая не является самоцелью. Но не надо путать предприятия социального предпринимательства с некоммерческими организациями (НКО), которые должны направлять основную массу полученной прибыли на благотворительность и лишь небольшую часть - на обеспечение собственной деятельности и развития. Так же социальное предпринимательство можно вписать в маркетинговую стратегию фирмы. Например, ни для кого не секрет, что крупные нефтяные компании занимаются социальным предпринимательством для того чтобы уменьшить негативные последствия своей деятельности в глазах общества.
Как-то Грегори Диза, директор Центра развития социального предпринимательства Дюкского Университета (США), заявил, что социальное предпринимательство «очень подходит нашему времени». На мой взгляд, это очень правильные слова. В экономически непростое время очень важно ориентироваться на интересы клиентов. Например, возьмем транспортную компанию. На улице - -40 C°. В этой ситуации у компании есть два варианта: первый - пользуясь случаем, поднять цены на обогреватели в два раза и быстро заработать денег. И второй вариант - не поднимать цены и донести до потребителей информацию, что компания не хочет наживаться на ситуации и рассчитывает, что клиенты будут пользоваться ее услугами и впредь. В конечном итоге это оказывается выгоднее, чем использовать ситуативную возможность для высокого заработка.
Аналитики любят сравнивать западный и российский бизнес и довольно часто говорят о том, что наше социальное предпринимательство отличается от зарубежного. Нет, никаких национальных черт у российского социального предпринимательства нет. На самом деле, это обычный бизнес, который выстраивает партнерские отношения с потребителями. Сравнительно низкая маржа при таком подходе обеспечивает серьезную лояльность потребителей, что в конечном итоге приводит к стабильности.
К примеру, интернет-провайдер берет определенную плату за оказание услуг, но если в каком-то доме его услугами пользуется больше половины квартир, то он организует бесплатную уборку придомовой территории раз в месяц. Понятное дело, что лояльность интернет-пользователей к такому провайдеру будет очень высокой, и они могут простить ему некоторые погрешности в работе и т. д. Кроме того, если появится конкурент с более выгодными условиями, массового бегства клиентов не случится, что крайне важно для стабильности бизнеса.
Довольно большое количество российских компаний финансового сектора, так или иначе, участвует в подобных проектах, реализуя на практике социальную модель ведения бизнеса. В качестве наиболее успешного примера можно назвать «Сбербанк» с его картой «Подари жизнь». При использовании этой карты 0,3 процента от сумм покупок перечисляется в одноименный фонд. Фонд создан с целью оказания помощи детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями, перечисляемые проценты идут на приобретение дорогостоящих лекарств, микробиологические исследования, поиски и активацию доноров костного мозга и др.
Сегодня явно прослеживается тенденция к ужесточению конкуренции во всех сегментах, и бизнесу для выживания непременно надо заручаться глобальной лояльностью потребителей, которую приобрести иными средствами, нежели социальная концепция ведения бизнеса, очень сложно.
Но есть так же и другая сторона медали, если отбросить все предрассудки и рассмотреть социальное предпринимательство с точки зрение социального капитала. Каждый волонтер работник не коммерческого сектора экономики вносит этот капитал соответственно можно предположить, что он то же является социальным предпринимателем, ведь он тоже предпринимает попытки получение социального эффекта для общества в целом. На мой взгляд, социальный капитал тесно пересекается с понятием социального предпринимательства.
Подводя итог стоит отметить, что социальное предпринимательство имеет две стороны медали. Одна сторона отражает экономическую эффективность, так как в любом предпринимательстве главной задачей является получение прибыли, и как было сказано выше, социальное предпринимательство может, приводит к стабилизации бизнеса и установлении долгосрочных достаточно лояльных отношений с потребителем, что так же является экономической эффективностью. Другая сторона медали состоит в том, что желание наибольшей экономической эффективности приводит социальное предпринимательство к социальной справедливости, к социальной ответственности бизнеса перед обществом. Возможно, социальное предпринимательство это та социальная инновация, которая сможет дать импульс к развитию социальной сферы в целом. Хочется верить, что именно желание быть конкурентными, экономически эффективными будет двигать нашими компаниями, развивать и строить социальное предпринимательство в нашей стране.