В процессе реализации креативных технологий наблюдается положительная динамика социальной адаптации дошкольников. С одной стороны, в процессе использования креативных технологий происходит работа с личностью ребенка, поскольку процесс творческого самовыражения позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые ребенок затрудняется обсуждать напрямую. С другой стороны, положительный эмоциональный настрой и совместное участие в деятельности способствует созданию искренних, открытых отношений, опыт участия в которых переносится, затем в реальную жизнь и способствует преодолению трудностей процесса социальной адаптации.
Нами было проведено исследование на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 59» г. Астрахани. В нем приняли участие 16 детей в возрасте 6-7 лет. В начале исследования дошкольникам была предложена анкета, с помощью которой можно было оценить адаптацию ребенка к группе и окружающим его взрослым и детям. Цель анкеты - выявление отношения детей к детскому саду, выявление уровня коммуникабельности, чувства одиночества. В результате оказалось, что 44 % детей не желают посещать детский сад; 38 % не желают играть с другими детьми и чувствуют себя комфортно в одиночестве; 38 % не имеют друзей в группе, из них 5-7 друзей было у 2 детей, 2 - 4 друга у 6 детей, 0 - 1 друг - 8 детей; 88 % детей были незнакомы с детьми из других групп и у них не возникало желания общаться с ними; 18 % не желают принимать в группу новенького, испытывают к нему негатив, 69 % готовы с ним общаться без совместных игр и 13 % готовы принять новенького, играть с ним и общаться; при смене обстановки (например, перевод в другую группу) у 50 % детей отмечается отрицательное отношение к данной ситуации - ребенок скучает, не желает общаться, активность снижена, 38 % - скучают, но играют с другими детьми, 12 % - ощущают себя спокойно и комфортно; 56 % желают и любят выступать на публике, не стесняясь окружающих.
Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу, что более 50% детей имеют проблемы в общении. Для коррекции коммуникативных проблем детей старшего дошкольного возраста мы разработали программу использования креативных технологий социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста. В программу вошли игры, тренинги, занятия по изотерапии, музыкотерапии и анималотерапии.
Использование программы креативных технологий социальной адаптации способствовало повышению коммуникабельности, снижению чувства одиночества, улучшению отношения детей к детскому саду. После апробации программы по использованию креативных технологий социальной адаптации детей, мы провели повторную диагностику, показатель желания детей играть со сверстниками увеличился на 50 % . Дети с большим удовольствием стали посещать детский сад. Друзья появились у 94 % детей, из них 5-7 друзей стало у 13 детей, 2 - 4 друга у 3 детей. Положительная динамика показателя объясняется тем, что дети стали больше общаться между собой, высказывать свое мнение и прислушиваться друг к другу. В результате у них увеличилось количество друзей. 78 % детей познакомились с детьми из других групп и 72 % изъявляют желание с ними общаться; 36 % готовы общаться с новеньким без совместных игр и 64 % готовы принять новенького в группу, играть с ним и общаться; при смене обстановки у 6 % детей отмечается отрицательное отношение к данной ситуации, 24 % - скучают, но играют с другими детьми, 70 % - ощущают себя спокойно и комфортно. Показатель желания выступать на публике возрос на 38 %. Большой разрыв в показателях говорит о том, что дети получают удовольствие от проведенных мероприятий.
Таким образом, обобщив все полученные данные, можно сказать, что занятия с использованием креативных технологий по социальной адаптации старших дошкольников помогли раскрытию творческих сил и способностей, способствовали раскрепощению детей, улучшению их психического состояния, повышению уверенности в себе, в целом, успешному включению в современное общество.