ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКИХ ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с основными тенденциями развития прибрежных территорий города можно говорить о них как о территориях с определенными экономическими, социальными и экологическими ресурсами в городской структуре. Обострение экологической ситуации в городе, отклоняющиеся от нормативных показателей уровни загрязнения воздушного бассейна, нехватка озелененных территорий требуют пересмотра подходов к организации прибрежных зон, которые, прежде всего, должны отвечать требованиям человека.

Рассмотрение проблем в различных аспектах - градоэкологическом, функциональном, климатическом, эстетическом, социально-экономическом, информационном - позволяет отметить необходимость преобразования существующих прибрежных пространств исходя из сложившихся приоритетов во взаимодействии архитектурных и природных компонентов ландшафта. Ведущая роль архитектурной застройки, формирующей характерный образ и панораму города, должна быть подкреплена выбором приемов и средств ландшафтной организации прибрежных территорий, имеющих решающее значение в обеспечении доступности к воде и возможности обзора смысловых доминант города [1].

При формировании набережных необходимо учитывать их расположение в градостроительной структуре города, влияние «граничных пространств» (boundary spaces) [2], а также состав участников движения по данным территориям. «Граничными пространствами» на всех участках набережных являются природная доминанта (река, залив, море), промышленные территории, офисная и жилая застройка, транспортная инфраструктура [2].

Комплексный подход в моделировании и структурном преобразовании прибрежных территорий основывается на системе принципов и методов организации городских береговых линий. В числе основных принципов формирования прибрежных зон предлагаются:

  • принцип гуманизации пространственной среды;
  • принцип паритетности искусственных и природных компонентов;
  • принцип биопозитивности [1];
  • создание единого водно-зеленого каркаса (градоэкологического каркаса города);
  • архитектурно-планировочное решение «выхода города к воде» [2];
  • принцип эстетической гармонизации;
  • принцип экологической устойчивости;
  • принцип инвестиционной привлекательности [1];
  • создание инновационного ультрасовременного городского изображения (innovative ultramodern city image) [3].

Гуманизация - реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию. В общем смысле о гуманизации говорится тогда, когда основное внимание в какой-либо деятельности уделяется человеку и его потребностям [4]. Под процессом гуманизации пространственной среды, таким образом, понимается ее совершенствование в целях достижения физического, психологического и духовного комфорта человека в искусственном и природном окружении [5].

Трансформация социально-экономических условий приводит к изменению роли и места человека в современном мире. Разнообразие и быстрая смена потребностей различных социальных групп населения в организации материально-пространственного окружения становятся основополагающими причинами в современном формировании градостроительных объектов гражданского назначения [6]. Все это определяет необходимость пересмотра существующих подходов к архитектурно-ландшафтной организации прибрежных территорий города.

Создание обустроенных мест пребывания людей в береговой полосе (площадки отдыха, сезонные центры обслуживания, детские игровые пространства) могло бы способствовать оживлению ландшафта формируемых набережных, реализуя их уникальный природный ресурс. Качественным примером архитектурно-ландшафтной организации городской береговой линии являются прибрежные территории острова Лонг-Айленд в Нью-Йорке. 

Самым мощным средством создания комфортного окружения является ландшафтное благоустройство. Развитие культуры эффективного (и малозатратного) озеленения прибрежных территорий чрезвычайно важно для российских городов. Формы растительности применимы для решения таких задач, как: структурирование линейных прибрежных систем, создание визуальных разделительных барьеров, акцентирование парадных зон, масштабирование среды в зависимости от характера использования пространства. Переход к последовательному замещению старой растительности новыми посадками становится одним из вариантов реструктуризации прибрежных территорий, ориентированным на эффективное построение преобразуемого природного каркаса. Уместно создание многоярусного каркаса из растительности (деревья, кустарники, почвопокровные растения) на береговых и прилегающих территориях.

Для восприятия архитектурной среды как продолжения природной необходимо применение натуральных материалов, таких как природный камень и дерево. Это относится, в первую очередь, к отделке поверхностей откосов и берм набережных, берегоукрепительных сооружений, находящихся в близком визуальном и тактильном контакте с человеком. Особенно большими гуманизирующими возможностями обладает древесина [5]. Показательна практика формирования прибрежных территорий в городах Европы, где натуральные материалы используются повсеместно и масштабно (Анхор Парк, Мальме, Швеция; Юго-восточный прибрежный парк, Барселона, Испания; Порт Тель-Авив, Израиль; Площадь Гранд Канал, Дублин, Ирландия).

Гуманизация прибрежных пространств также связана с «концепцией устойчивого развития» (sustainable development) [7] городов, набирающей популярность в связи с признаками надвигающегося кризиса во взаимоотношениях человека с окружающей средой. При включении элементов природы в урбанизированный ландшафт и при его визуальном и функциональном преобразовании для повышения уровня комфорта не следует ограничиваться внешним упорядочиванием и украшением [5].

Применение средств интеграции архитектуры и ландшафтного искусства (в структуре прибрежных пространств) основано на экологическом и семиотическом подходе. Принцип паритетности искусственных и природных компонентов служит целям обеспечения экологически сбалансированного и идентичного визуального поля с оптимальным соотношением между архитектурными и природными компонентами (Театр-площадь как связующее звено между городом и морем, Национальный оперный театр, Осло, Норвегия).

Принцип биопозитивности предполагает максимальное включение природных компонентов в структуру реконструируемых и вновь проектируемых береговых пространств и бережное отношение к существующим природным ресурсам. Принцип биопозитивности составляет основание для повышения роли природного каркаса в наполнении прибрежных пространств и заключается в преимущественном выборе  компонентов природы для целей экореконструкции и создания новых городских набережных [1]. Значимая роль также отводится регенерации прибрежных постпромышленных территорий (Ballast Point Park, Сидней, Австралия; Парк-музей современного искусства, Сиэтл, США).

Для архитектуры принцип биопозитивности означает необходимость повышения энергоэффективности зданий и сооружений в границах береговой линии, а также использование альтернативных источников энергии (Эспланада Солнца, Барселона, Испания), систем экономичного освещения (повышение уровня естественного освещения за счет света, рассеянного внутренними поверхностями здания). Очень важно внедрение в архитектурную теорию понятий «зеленой пластики зданий» (green architecture) [3] и экостроительства.

Принцип эстетической гармонизации ориентирован на совершенствование воспринимаемых человеком визуальных качеств прибрежной среды в целях достижения композиционного единства зданий, системы зеленых насаждений, средств визуальной ориентации, малых форм и т.д. Использование именно этого принципа позволяет обеспечить историческую преемственность и сохранение «духа места». К примеру, эти понятия легли в основу проекта прибрежного парка в Мальме (Dania Park, Мальме, Швеция).

Принцип инвестиционной привлекательности заключается в максимально эффективном и рациональном использовании прибрежных ресурсов, предполагая привлечение инвестиций для изменения качеств прилегающих территорий до уровня, обеспечивающего их окупаемость. Уточнение правовых аспектов, составляющих основу для привлечения инвестиций различного уровня, может обеспечить появление дополнительных ресурсов для целенаправленного и экономически оправданного развития городских береговых линий [1].

Принцип экологической устойчивости направлен на создание «условий для устойчивого развития города, для высокого экологически обоснованного качества прибрежных территорий, для восстановления (реставрации) водного фасада города и поддержания экологического равновесия» [7]. Сокращение потенциальных источников экологической напряженности (промышленные предприятия и транспорт) в структуре береговой линии - приоритетное градостроительное направление. Снижение техногенного воздействия на природу и человека непосредственно связано с улучшением экологического качества береговых линий. Современный город не может считаться гуманным, если при его совершенствовании не принимаются все меры по уменьшению отрицательного влияния на биосферу.

Градостроительное развитие прибрежных зон неразрывно связано с экологической безопасностью города. Качество функциональной организации прибрежных территорий крупных городов не в полной мере отвечает основным современным требованиям: экологической безопасности, комфортности, эстетической привлекательности в условиях контакта урбанизированной среды с природным ландшафтом. В связи с увеличением роста городов особое внимание должно уделяться природным комплексам прибрежных зон, так как их сокращение под натиском урбанизации приводит к необходимости создавать перечень методик, рекомендаций для сохранения природной среды на градостроительном уровне [8]. Формирование единого водно-зеленого каркаса города как основного планировочного средства обеспечения экологического равновесия городской среды предполагает сохранение и создание значительных природных территорий в структуре береговых линий, выполняющих рекреационные, природоохранные, а также функции оздоровления.

 

Литература

  1. Сотникова, И. В. Ландшафтно-градостроительная организация городских транзитных пространств (на примере г. Волгограда) : автореф. дис. ... канд. архитектуры : 18.00.04 / И. В. Сотникова. - СПб., 2008. - 23 с. : ил.
  2. Marshall, R. Waterfronts in post-industrial cities / R. Marshall. - London : Spon Press, 2001. - 224 с.
  3. Dovey, K. Becoming places: urbanism/architecture/identity/power / K. Dovey. - New York : Taylor and Francis, 2010.
  4. Гуманизация [Электронный ресурс] // Психотест - психологический портал и форум : словарь. - Режим доступа: http://psihotesti.ru.
  5. Орешко, А. Н. Гуманизация архитектурной среды [Электронный ресурс] / А. Н. Орешко // Архитектон. - 2010. - №30. - Режим доступа : http://archvuz.ru/numbers/2010_2/013.
Просмотров работы: 395