ДОСТОИНСТВО И ГОРДОСТЬ - ПРОТИВОРЕЧИЯ СВЯЗИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДОСТОИНСТВО И ГОРДОСТЬ - ПРОТИВОРЕЧИЯ СВЯЗИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  Если гордость от презрения к другим поднимется до презрения  к самой себе, она станет философией.

Ф. Бэкон

Сталкиваясь по жизни с разными людьми, мы даем определенную характеристику их личностям: одних считаем непомерно гордыми, других - живущими достойно, являющимися примером для подражания. Но где же та грань, что может определить переход от достоинства к гордости?

Считается, что достоинство - осознание субъектом необходимости следовать высоким принципам и стремиться к идеалу, а гордость - сильное чувство удовольствия от собственных успехов или достижений личности, группы или другого объекта с которым человек идентифицируется.

Я придерживаюсь позиции, что слово «достоинство» происходит от «стоить» (достоинство монеты), а «гордость» связана с почитанием себя стоящим чего-либо. Но достоинство оценивают не сами монеты, это люди дают им цену. Это, на мой взгляд, причина заблуждения людей, считающих себя достойными, хотя они это достоинство оценивают сами.

Чувство достоинства - это ощущение собственной реальной значимости. Хотя в этом подходе стоит учитывать и самооценку человека. Можно встретить бомжа, гордящегося, чувствующего свою важность фактом, что он живет у теплотрассы Рублевского шоссе, и госслужащего среднего звена, который постоянно выслушивает упреки начальства и уже всерьез считает себя никчемным. Многое зависит от того, как себя преподнести, даже самому себе. Сюда впору слова Н. Шамфора, что в стране, где каждый силится чем-то казаться, многие должны  считать и действительно считают, что лучше уж быть банкротом,  нежели ничем.

То, что для одного является "чувством собственного достоинства", кому-то покажется излишней гордостью, и понятия эти, естественно, будут резать слух и внушать сомнения, тут нужно вспомнить, что всё зависит от принципа восприятия...

Человек с завышенной самооценкой склонен к гордости. В основе гордости лежит представление себя выше других и презрение остальных, так как они "хуже". Гордость - это форма безумия. Такие люди не считаются с окружающими, считая своё мнение доминирующим, а действия - сугубо правильными. Но стоит им столкнуться с подобными себе, как они считают гордых людей выскочками, мыльными пузырями, что ничего на самом деле не представляют собой, кроме надменной важливости по отношению к окружающим. Так и вульгарное стремление к равенству и справедливости - это всего лишь скрытое стремление ущемленной гордости (то есть зависти) возвыситься, уничтожить чужое превосходство, опустить возвысившихся до своего уровня.

Благородная, но утопичная идея справедливости и социального равенства издавна использовалась для разжигания ненависти и оправдания насилия, что часто приводило к огромным человеческим жертвам и перераспределению благ, но никогда не приводило ни к равенству, ни к справедливости.

Можно сказать, что гордость - это извращенное эгоизмом достоинство, которое заложено в каждом человеке. Также на развитие гордости влияют ложные ценности, которые часто возникают когда человек пытается оправдать свои недостатки и пороки не находя сил что-то изменить.

Уважение и самоуважение гордости основано на признании и осознании ее достоинств, но уважение может пониматься не только как признание достоинств, но и как норма отношения к каждому человеку, как признание достоинства каждого человека в том, каков он есть, независимо от его причастности к престижным ценностям. Признание абсолютного достоинства каждого человека в том, каков он есть, безо всяких на то причин и условий - это признание равенства всех в праве на уважение.

Иоанн Лествичник пишет об эзотериках, упивающихся своей духовностью, непохожестью на окружающих, что подвижник, который гордится своим подвижничеством, сам себе делает двойную обиду: тело свое изнуряет, время тратит, а вознаграждения не получает.

Чем выше человек ставит (ценит) предметы гордости, тем менее у него остается уверенности в праве на беспричинное самоуважение (на достоинство), гордец переносит свое достоинство на предметы гордости и в случае их недостаточности чувствует себя неполноценно - таким образом, человек утрачивает достоинство через гордость. Иоанн Лествичник гордость очень красиво аллегорически описывает как всадника, едущего на коне тщеславия. Гордость и тщеславие порождают весь прочий многочисленный сонм человеческих грехов и страстей: жадность и зависть, страх и грех, обиды и презрение.

Признание человеческого равенства обесценивает предметы гордости, таким образом, достоинство упраздняет иерархию гордости в сознании человека. А безразличие к высоте своих достоинств в равной мере безразлично и к превосходству чужих достоинств, т.е. скромность, оборачивается в человеке чувством собственного достоинства. Гордость - это самоуважение на превосходстве, а достоинство - это самоуважение на равенстве.

Мне понравилось высказывание, что чувство собственного достоинства - это когда ты идёшь над пропастью и не падаешь.  Достоинство освобождает человека от необходимости притворяться, чтобы выгодно выглядеть и позволяет быть непринужденным, естественным, искренним. Обладатель достоинства чувствует себя непринужденно как на дне общества, так и в его верхах, гордец же меняется от презрения к подобострастию. Спокойная уверенность достоинства для гордости недостижима, она вечно мечется от величия до неполноценности.

Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию. Ведь достойный член общества признаёт достоинство других и не покупается на него.

Зачастую мы можем столкнуться с фактом лжедостоинства, которое ведомо моралью не общенравственной, а характерной определенному кругу лиц, сообществу, например, воровское достоинство. Помимо такой трактовки «достоинства», человек может неверно охарактеризовать сие понятие в силу своей неграмотности, что бывает крайне часто и приводит к замене достоинства гордостью.

Рассматривая сущность гордости, можно придти к заключению, что гордость несомненно носит негативный характер. Но ведь и у гордости есть свои оттенки. Чрезмерная гордость перерастет в чувство гордыни, надменности. Так люди, испытывающие гордость на свою Родину, державу могут со временем в своих взглядах дойти до нацизма. Гордыня- удел малодушных и закомплексованных, ведь самодостаточный человек не станет озираться на окружающих и сравнивать их уровень благополучия со своим. Да и цели, на которые подталкивает нас гордыня, зачастую призрачны. Недаром Франсуа де Ларошфуко писал, что недостатки иногда более простительны, чем средства, которыми пользуются для того, чтоб их скрыть; признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.      

Так, если рассматривать именно гордость, можно обнаружить в ней стимулирующий компонент. Желая обладать лучшим, нежели остальные, человек начинает действовать, активизируя свои ресурсы, будь то сила, авторитет или тот же счет в банке. Гордость в некотором роде является катализатором человеческого потенциала, она помогает человеку скрыть от глаз окружающих свои слабые места, заставляя двигаться вперед.

Частенько бывает и такое, когда гордость переносится на других людей (если собственными заслугами гордиться особо нечем). Как говорил Эпиктет, если бы тебя усыновил царь, ты бы этим непременно гордился, так почему ты не горд за то, что создан Богом? Когда мы создаем себе каких-то кумиров, идолов (недаром одна из десяти заповедей - не сотвори себе кумира). Ведь кумир - всего лишь наша гордость, перенесенная на кумира, и гордимся не кумиром, а собой в образе кумира. Или еще пример - родители переносят свою гордость на детей. Последним это ничего кроме вреда и комплексов не приносит. Потому что хорошего, когда родители какие-то свои не реализованные желания хотят воплотить через детей.

Достойным является тот человек, который живет и действует согласно своей совести и любви к ближним при любых обстоятельствах. И гордость здесь ни при чем. Человек достойный никого не считает ниже себя (как и выше, ведь подхалимство тоже является своеобразным проявлением гордости), а с каждым (и c бомжом, и с президентом) перебывает на равных.

Просмотров работы: 1971