БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – МОДНО! - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – МОДНО!

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Фитнес для России - новая, но перспективная отрасль. Еще не минуло двух десятилетий, когда фитнес выделился в отдельную структуру не только по своему содержанию, но и по месту нахождения: у клубов стали появляться собственные здания. Сегодня бизнесмены все чаще обращают свой взгляд на фитнес-клубы в качестве вложения капитала, молодежь заинтересовалась новыми интересными профессиями инструкторов, а остальные прогрессивные россияне потянулись к здоровому образу жизни.

На сегодняшний день фитнес и здоровый образ жизни приобрели в нашей стране внушительные масштабы. Мы вполне можем говорить о сложившейся индустрии, в основу которой заложены научная база, успешный адаптированный опыт, энергия и труд многих специалистов.

Фитнес индустрия сегодня - это развитая отрасль, существование которой невозможно без постоянной эволюции, предполагающего, в свою очередь, постоянный поиск новых путей и решений в разработке оздоровительных программ и методик.

Все это невозможно без получения актуальной информации, без активной работы по генерации новых идей, которые бы обеспечивали дальнейшее развитие фитнес-индустрии.

 Казалось бы, все условия для бурного развития фитнес-движения созданы, перспективы на рынке фитнес-услуг обозначены, бурный рост спортивно-оздоровительных учреждений набирает темпы, а статистика утверждает, что только маленький процент россиян присоединился к занятиям фитнесом.

Уж коли мы так любим кивать на Запад, то здесь мы в процентном отношении просто не выдерживаем никакой критики. Американцы явно держат лидерство в фитнес-культуре, даже европейцы так не озабочены своим здоровьем, как жители Соединенных Штатов. Однако следует отметить: российский народ уже не тот, что был даже десяток лет назад, поэтому резервов у нас накопилось великое множество. И не только в городах-миллионниках, но и в русских провинциях начинается освоение физкультурно-оздоровительной нивы.

Конечно, столичная фитнес-индустрия движется в этом направлении быстрее, даже в последнее время несколько тормозит, поскольку фитнес-клубов в Москве и Санкт-Петербурге премиум-класса стало, как огурцов в банке. [1]

Речи быть не может, разумеется, элитные клубы являются острой необходимостью не только для богатых и имеющих возможность получать услуги исключительно самые-самые, но и для тех, кто занят спортивной карьерой. Да и горожанам среднего класса «премиумы» и VIP выгодны с той точки зрения, что владельцы элитных заведений, получая от их эксплуатации значительные средства, вкладывают их в новые фитнес-клубы для среднего класса, студентов и детей. Тем самым, расширяя количество клиентов здорового образа жизни.

Клубы со средним ценовым уровнем - это направление, которое стало популярным в последнюю пятилетку. Не только в столичных, но и других крупных городах предприниматели стали вкладывать средства в строительство среднего класса фитнес-клубов, что сразу привлекло большее количество людей, которым цена за клубную карту в пределах полутора тысяч долларов в год не кажется непомерной. Хотя, для того, чтобы сказать, что это значительная часть населения России, - этого не достаточно. По крайней мере, бизнесмены, инвестировавшие деньги в российский фитнес, ожидали большей отдачи.

Просчитались ли аналитики? Вовсе нет. Просто в крупных городах переход от богатых людей к бедным очень незначительный. То есть средний класс представлен малой прослойкой и погоды, как таковой, в фитнес-индустрии не сделает. В провинциальных городах около 85 процентов населения довольствуется зарплатой в пределах пятнадцати-двадцати тысяч рублей, поэтому необходимо, чтобы такие россияне просто голову теряли от фитнеса, отдавая треть своего годового дохода за клубную карту.

Фитнес-индустрия имеет хорошую перспективу роста в России, что связано с ростом доходов населения, внимания к культуре здоровья и здоровому образу жизни, а также с ростом конкурентности отечественной экономики.

По данным компании «Экспресс-Обзор», в 2007 году в России функционировало 1625 фитнес-клубов, по сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 125 шт. Более половины клубов расположено в регионах, при этом в Москве их количество в 2.8 раза выше, чем в Санкт-Петербурге. [2] По оценкам Magram Market Research, к 2010 году в стране - 2.5 тысячи фитнес-клубов. [3] Объем рынка фитнес-услуг в России в 2007 году вырос на 28.6% (usd) (данные компании «Экспресс-Обзор»). [2]

Согласно выводам аналитиков, российский рынок сохранит высокий темп роста еще как минимум 5-8 лет, поскольку в большинстве городов даже к 2012 году рынок по количеству клубов будет ненасыщен. До 2011 года прирост объема рынка не опустится ниже планки в 20%. [1]

Основная часть оборота фитнес-индустрии в России сосредоточена на территории двух столиц: 72% от объема российского рынка (по данным 2010 года). [3]

Преобладающими в России являются отдельные, не объединенные в какие-либо сети, клубы.

В ближайшее время эксперты ожидают поглощения одних участников рынка другими, слияния клубов в крупные сети, развития франчайзинга.

Фитнесом в России регулярно занимаются менее 1% населения, в крупных европейских странах степень проникновения фитнес-услуг значительно выше, например, в Германии - 8.5%, в Голландии - 15.5%. [1]

Лидером по степени проникновения фитнес-услуг является Москва, которая, по оценке аналитиков, сохранит лидерство до 2010 года. Второе место из рассмотренных компанией «Экспресс-Обзор» 9 городов занимает Красноярск. К 2010 году на втором месте по степени проникновения фитнес-услуг будет Ростов-на-Дону. [2]

Показатель увеличения количества фитнес-клубов в процентном отношении к уровню 2007 года также самый большой в Ростове-на-Дону (31.3%). Это подтверждает мнение экспертов, что на данном этапе развития российского рынка уровень спроса, в первую очередь, зависит от уровня предложения. [4, С. 29]

В Тюмени работают около 100 фитнес и оздоровительных клубов, среди них сеть популярных федеральных CityFitness и Тонус, а также  «Юниспорт», который несомненно, ни сколько не уступает в качестве предоставляемых услуг. Спектр их услуг обширен, также как и ценовая категория, в зависимости от выбранной оздоровительной программы.

Тюмень, как и многие города России уже сейчас столкнулась с проблемой дефицита кадров на рынке фитнеса. Катастрофически не хватает образованных фитнес-инструкторов-универсалов, администраторов, линейных менеджеров и управленцев. Наверное, как и в любом деле, настоящих мастеров своего дела, выполняющих свою работу с любовью, профессионально и качественно очень мало.

Поскольку российский рынок фитнес-услуг находится на начальном этапе развития, отсутствует должный уровень конкуренции среди фитнес-клубов (главным образом в регионах), что приводит к возможности игроков держать высокую ценовую планку на услуги.

Малое количество подходящих помещений и высокий темп роста арендных ставок на коммерческую недвижимость приводят к тому, что предложение не успевает за ростом спроса. В свою очередь, растет срок окупаемости вложений, следовательно, снижается уровень инвестиционной привлекательности.

 Если исключить мегаполисы Российской Федерации, и обратить свой взор на общую картину среднего класса, то он как раз и составляет основную перспективную часть для фитнес-индустрии. Только, в соответствии с доходами россиян клубная карта должна оцениваться в сумму в пределах пятисот долларов в год. Кстати, в Соединенных Штатах Америки именно эта стоимость годового посещения фитнес-клуба является самой распространенной. Нет сомнений, что подобные клубы, несмотря на все сложности и долгую окупаемость, будут открываться, и именно они будут основными клубами среднего сегмента.

Почему же клубы, которые были позиционированы в качестве среднеценовых пустуют, хотя премиум-класс даже при перенасыщенности этих заведений, имеет спрос?

Посмотрим на исторические корни российского фитнеса и сравним его с зарубежным аналогом. Дело в том, что у нас фитнес-заведения начинались, как дополнительные услуги для богатых людей. Предшествовали им группы энтузиастов под руководством одного инструктора. Это были камерные клубы, работающие исключительно по фитнес-программам. Постепенно стали являться миру клубы, где кроме фитнес-программ были включены спа-салоны и прочие удовольствия для клиентов с толстыми кошельками. Все это быстро развивалось, потому что имело спрос. То есть мы начали фактически с премиум-класса, тогда как американцы пришли к элитным заведениям, начав развитие именно с фитнес-клубов для среднестатистического гражданина.

Говорить о скором распространении фитнес-клубов для всех, конечно, преждевременно, поскольку такие проекты окупаются длительное время, поэтому бизнесменам, которые функционируют за счет оборотных средств, не выгодны. Здесь необходима значительная помощь государства. Насколько это реально, покажет время.

Сейчас почти все фитнес-центры предлагают корпоративные программы. Зачастую корпоративные члены клуба получают следующие преимущества: 

  • за компанией закрепляется личный фитнес менеджер, который курирует спортивные достижения сотрудников и решает организационные вопросы выездных мероприятий; 
  • каждой компании предоставляется возможность приобрести корпоративное членство, в некоторых случаях и дополнительные услуги (например, аренду многофункциональных игровых залов, бассейна); 
  • возможность полной или частичной оплаты карты; индивидуальные программы для каждого сотрудника; 
  • часы работы клуба соответствуют требованиям современных занятых людей. 

В зависимости от количества сотрудников рассчитывается скидка для всей группы. Часто цена корпоративного членства составляет менее 50% от индивидуального. А пока, как говорится, пользуемся тем, чем располагаем.

Список литературы:

  1. http://www.officemart.ru/fitness/articles/articles1425.htm
  2. http://www.e-o.ru/
  3. 3. Исследовательское агентство маркетинговых и социологических исследований Magram Market Research: Итоги 2010. [электронный ресурс] режим доступа: http://www.officemart.ru/fitness/articles/articles1425.htm
  4. 4. Жулина А.С. // Fitness Report.- 2011.- №7.- С.26-29.
Просмотров работы: 12