Отношение студентов к национальным и религиозным особенностям граждан России - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

Отношение студентов к национальным и религиозным особенностям граждан России

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире практически не существует этнически однородных государств. Людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда. Конфликты на национальной и религиозной почве всегда имели место в истории человечества. Однако несмотря на большое количество международных организаций, регулирующих политические отношения, следует отметить, что число этнополитических конфликтов в современном мире неуклонно растёт. Россия на протяжении многовековой истории была поликультурным, многонациональным государством, что давало как положительные, так и отрицательные моменты в развитии страны. В периоды кризисов одной из первых проблем становится проблема межнациональных взаимоотношений внутри государства. Отсутствие должного внимания к этой проблеме, как и принятие нецелесообразных решений, не только подрывает доверие населения к власти, но и способствует  дестабилизации общества, приводит к конфликтам на национальной и религиозной почве. Основной массой участников таких конфликтов становится молодёжь. Это объясняется определёнными социально-возрастными и психологическими особенностями молодых людей: нестабильное экономическое положение, отсутствие жизненного опыта и личные амбиции, самоутверждение и тяга принадлежать к сильной, значимой группе, повышенная активность, авантюризм и подчас неспособность объективно оценить свои силы и спрогнозировать последствия своих действий. Особую роль играет бесконтрольное обилие информации и влияние СМИ, накладывающиеся на низкий культурный уровень общества, в целом, и криминализацию молодёжной культуры, в частности. Радикальность взглядов молодых людей ведёт к радикальным действиям с их стороны, повышает напряжение в обществе и разжигает рознь между национальностями и народностями, населяющими нашу страну. Знать отношение молодёжи к представителям других национальностей и религиозных учений крайне важно как для эффективного проведения государственной молодёжной политики, так  и для корректировки социальной политики в общем.

В ноябре 2011 года нами было проведено социологическое исследование, целью которого являлось выяснить отношение студентов Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого  к национальным и религиозным особенностям граждан РФ. Выборку составили студенты первого курса в количестве 48 человек. Количество респондентов мужского пола 11, количество респондентов женского пола 37. Возрастные рамки респондентов от 17 до 22 лет. Для проведения исследования был выбран метод анкетирование, что позволило с наименьшими затратами за короткий промежуток времени опросить достаточное количество респондентов.

Подчеркнём, что опросный инструментарий был специально разработан нами для данного исследования. Анкеты состояла из 13 вопросов, из них  3вопорса открытого типа. Для выявления взаимосвязей были введены поля, в которые респондент по своему усмотрению мог вписать свою национальность и приверженность к религиозным учениям. Так же имелись поля, для отметки возраста и пола респондента.

Особой проблемой была разработка модели анализа результатов исследования, поскольку отношение к чему-либо явление очень сложное и связанно с личным опытом человека, с его знаниями и представлениями, оно может повлиять на поведения человека в той или иной ситуации. Решая эту проблему, мы выделили в качестве компонентов исследуемого предмета: когнитивный, операционально-деятельностный и эмоционально-оценочный. Под когнитивным компонентом мы понимали совокупность основных знаний студентов о национальностях и религиях существующих на территории России. Под операционально-деятельностным компонентом мы подразумевали характерные черты поведения студентов  в отношении представителей других национальностей и вероисповеданий. Под эмоционально - оценочным компонентом мы понимали суждения, мнения, эмоции о представителях других национальностей и вероисповеданий. Таким образом, для анкеты были составлены вопросы соответствующие каждому блоку.

В зависимости от возможных комбинаций этих компонентов мы определили три типа отношения студентов к национальным и религиозным особенностям граждан России: толерантное, безразличное, радикальное отношение.

Для того чтобы респонденты смогли проявить своё личное мнение, не подгоняя его под шаблоны заготовленных ответов, в структуру анкеты мы ввели вопрос открытого типа, предоставили им возможность подобрать ассоциации к тематическим словам: христианство, ислам, Россия, национальность, толерантность. Для более продуктивной обработки данных мы дифференцировали возможные  ассоциации на две группы: позитивные и негативные. Под "позитивными" понимались ассоциации, указывающие на положительное отношение к заданному слову. Под "негативными" понимались ассоциации, указывающие на отрицательное отношение к заданному слову. Ассоциации этой группы противопоставляются культурному многообразию России, дружескому взаимоотношению между народами, населяющими нашу страну. Для того чтобы определить особенности отношения студентов мы ввели факторы, которые способствовали выявить определённые корреляции: пол, социальное окружение, национальная принадлежность и религиозные взгляды.

В результате исследования было установлено, что толерантное отношение к национальным и религиозным особенностям имеют 41% респондентов,  35%  - безразличное отношение и 34% - радикальное (рис.1).

Рисунок 1

Так же были выявлены корреляции между спецификой отношения и уровнем знания о национальных и религиозных особенностях (знаниями обладают 52% респондентов): уровень знаний хоть и способствует определённому пониманию, но не гарантирует положительное отношение к национальным и религиозным особенностям (рис.2)

Рисунок 2

 Результатом исследования стало и выявления взаимосвязей между социальным окружением и полом респондентов. Так, наличие у респондентов мужского пола друзей других национальностей (44%), приводит к положительному отношению (60%), притом, что всего лишь 15% респондентов женского пола имеют таких друзей и только 34% относятся к представителям других национальностей толерантно (рис.3).

Рисунок 3

Представители мужского пола имеют больше знаний о национальном и религиозном составе России, чем респонденты-женщины (49,5 и 43% соответственно); а с учётом того, что респонденты-мужчины более толерантны в своих оценках (60%), можно сделать вывод о том, что наличие знаний в этой сфере ведёт к формированию положительного отношения. Однако заметна тенденция поляризации оценок у мужского пола: почти треть имеет радикальные взгляды и 2/3 толерантные. Это свидетельствует о том, что приобретаемые знания не могут служить гарантом положительного отношения к тому или иному явлению; знания группируют респондентов по признаку диаметральной противоположности мнений и являются своеобразным "оправданием" для сторонников противоположных позиций.

Интересные данные предоставило и ассоциативное задание: позитивное отношение большинства респондентов к таким понятиям, как "христианство", "Россия", "национальность", "толерантность" говорит о сформировавшемся положительном образе этих понятий. Однако слово "ислам" вызывает у респондентов массу отрицательных эмоций (например: теракт, смертники, война, ужас, агрессия и др.). Такая эмоциональная окраска связана и с поступками представителей данной религии, и с событиями, происходящими как во всём мире, так и в России в частности (рис.4).

 

Позитивное отношение

Негативное отношение

Христианство

90%

10%

Ислам

12,5%

87,5%

Россия

83%

17%

Национальность

77%

23%

Толерантность

83%

17%

Внимание привлекает тот факт, что респонденты женского пола не стараются сближаться в межличностных отношениях с представителями других национальностей  и относятся к ним с недоверием, а иногда и с агрессией. Это объясняется двумя основными факторами. Во-первых, присущий русской культуре консерватизм и доминирование духовных ценностей над материальными, начинает отступать в прошлое. Стремительное проникновение и безоглядное принятие ценностей западноевропейской культуры даёт свои результаты, один из них - резкая смена образа женщины в современной русской культуре, что проявляется в стиле поведения, мировоззренческих установках, смене доминирующих жизненных потребностей, отношении к браку и семье у девушек и т.д. В противовес  сформированному западноевропейскому и, отчасти, американскому образу женщины находится образ женщины азиатских и кавказских культур. Из этого следует второй фактор: образ женщины в культуре устанавливает нормы общения и правила проявления к ней внимания со стороны мужчины. В этом факторе проявляется и этнопсихологический аспект представителей других национальностей, в нашем случае, народов Кавказа и Азии: менталитет и особенности воспитания мужчин. Темпераментность, культ физической силы, строгое сексуальное воспитание, основанное на половом воздержании, целеустремлённость и безоговорочное доминирование мужчины сталкиваются с образом легкомысленной женщины, вызывающе одетой,   показывающей своим поведением легкодоступность её женского начала.

В целом, отношение студентов к национальным и религиозным особенностям граждан России следует охарактеризовать как положительное, однако не настолько, что можно говорить о торжестве толерантности и отсутствии проблем в межнациональной и межрелигиозной сферах. Знание причин разобщения в межнациональных взаимоотношениях внутри нашей страны, является основой для принятия грамотных решений по выходу из многочисленных кризисов, имеющих место в современной России.

Просмотров работы: 19