ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Становление концепции политической социализации молодежи происходило под влиянием различных научных школ и направлений. Однако процесс вхождения молодежи в политику чрезвычайно сложен и опосредован огромным числом факторов[1].

Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания человека, в процессе его политической социализации. Наиболее активно этот процесс протекает в молодом возрасте. В ходе политической социализации достигается адаптация граждан к существующей политической системе, что является одним из важнейших условий ее стабильности. В результате поддерживается определенный уровень легитимности режима и задаются границы, в рамках которых осуществляется политический курс. Поэтому теоретическое осмысление процесса политической социализации молодежи вызывает интерес у ученых. Молодежь является одной из крупнейших социальных групп. От политических ориентаций большинства представителей молодого поколения во многом зависит консолидация всего общества. От того, как проходит процесс политической социализации современной российской молодежи, зависит будущее России, так как сегодняшняя молодежь через 15-20 лет повзрослеет, наберется опыта, сил и станет наиболее влиятельной социальной группой, определяющей положение дел в стране. От формирования того или иного типа личности у большинства представителей молодого поколения во многом зависит вектор российской трансформации.

В связи со значительным ростом популярности радикальных и экстремистских движений среди российской молодежи середины первого десятилетия ХХ1-го века. Подверженность подобным настроениям не способствует демократизации российской молодежи и общества в целом, а значит, является препятствием консолидации демократии в нашей стране. Понимание тех предпосылок, которые порождают молодежный экстремизм и приверженность радикальным идеям, а также основных тенденций в динамике этих явлений будет способствовать росту толерантности в обществе, что в конечном итоге является важным условием демократической консолидации.  Отечественные авторы Ю.А. Зубок, Ю.И. Кривов, А.В. Мудрик, Е.Б. Шестопал, В.И. Чупров[2],  отмечают в современном российском обществе снижение роли традиционных институтов социализации (государственных структур, учреждений системы образования, семьи, религии). Они заменяются новыми институтами и агентами политической социализации: электронными СМИ, интернет ресурсами, «ближним» кругом друзей. Значительную роль в этом процессе играют также общественные организация и политические партии различной, - порой противоположной, - идеологической направленности. Большое количество и разнообразие агентов и институтов политической социализации в обществе порождает отличные друг от друга ценностные установки и нормы.

Политическая социализация - это инструмент, посредством которого поддерживается определенный уровень легитимности режима и, следовательно, задаются границы, в которых режим может проводить политический курс. Если молодежь не ощущает своей принадлежности к данной политической системе, то возможности упорядоченного реформирования системы невелики. Формирование молодежи как граждан происходит в процессе политической социализации, когда человек усваивает определенную систему ценностей и ориентаций, обретает навыки, необходимые для выполнения политических ролей. Молодежь получает определенный уровень знаний о политике, адекватный его политическим правам и обязанностям. Происходит самоидентификация с политической группой, нацией, обретается ощущение своей вовлеченности в политическую систему. Наконец, у молодежи формируются ценностные ориентации, представляющие собой нормативные суждения относительно политической системы общества. Политическая социализация - сложный процесс, который складывается под влиянием на человека целого ряда факторов: целенаправленных и стихийных воздействий со стороны окружающей среды, а также внутренних механизмов реагирования на эти стимулы, активности самого человека и его социального опыта.

К современной России неприменимо традиционное понимание политической социализации молодежи как воспроизводства политической системы через передачу ценностей от одного поколения к другому. Быстро меняющаяся и не имеющая аналогов в прошлом политическая система препятствует этой трансляции. Сейчас стоит задача создания новой гражданской политической культуры и внесения ее в массовое сознание. Осмысление и самостоятельное участие молодежи в политике предполагает наличие у нее политических знаний, опыта и культуры. Они помогают ей, как политическому субъекту, эффективно исполнять политические роли и функции, не становясь заложником политических игр различных сил. Люди не рождаются с заранее усвоенным политическим опытом и культурой, а приобретают их на протяжении всей своей жизни. То же можно сказать и о молодежи как субъекте политической социализации. Процесс усвоения молодежью ценностей и норм политической социализации, присущих молодежи и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы.  Важнейшим агентом политической социализации  является вне семейное ближайшее окружение, персонифицированное в друзьях, группе сверстников. В определённых ситуациях воздействия этого агента может быть сильнее, чем семья и школа. В России такую роль играют «пролетарские» районы крупных городов. Подобное влияние является одним из источников девиантного политического поведения. Современная Россия показала, что политическая культура, ситуация в стране может меняться стремительнее, чем сменяются поколения, поэтому процесс политической социализации сопровождают человека в течении всей жизни. А поэтому периодизацию политической социализации можно представить следующим образом. С рождения до 6-7лет ребенок усваивает основные принципы властности отношений, учится подчиняться родителям, их авторитету, начинает добиваться влияния на сверстников и родных. На этом этапе человек впитывает информацию, как губка, без анализа, одноко эмоциональное отсеивание информации все же происходит основным институтом социализации в данном периоде является семья, но может существенно влиять и государство(так, ребенок в советское время воспитывался уже в детских садах в духе коллективизма и почитания мнения старших). Следующий этап (7-14лет) характеризуется усвоением первого опыта общественной деятельности, сопряжённой с ответственностью, знакомством с основными правами. Кроме того, в этом возрасте человек включается в информационное политическое пространство, становится объектом информационной политики. Образы политических лидеров для современного ребенка-подростка персонифицированы (т.е. ассоциируются с конкретными личностями), а поведение политиков стерео типизируется. Главными институтами политической социализации, наряду с семьей, становится школа и средства массовой коммуникации. Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться в политической системе и нормам политической культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном, подсознательном уровне. Молодежная возрастная группа (14-28лет) социализируется уже в русле двуединого процесса, в котором, с одной стороны, фиксируется усвоение личностью определенных норм, ценности, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы, с другой-демонстрируется, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения. Молодежь, сталкиваясь с реальными, порой жестокими, обстоятельствами, осознает роль знаний и образования, стремится к ним. Это одна из самых характерных черт, присущих молодости. Сочетание стремления к поиску новой информации, обретению политических прав, юридического статуса дееспособности и совершеннолетия, достижению физической зрелости и с небольшим опытом и гибкостью, изменчивостью сознания делает потенциальный энергетический и мотивационный ресурсы молодежи мощной политической силы. Поэтому практически все субъекты политики: государства, политические партии и движения, церковь и другие религиозные организации, отдельные лидеры, СМИ объективно заинтересованы в том, чтобы иметь влияние на молодежь. Постепенно человек обретает пассивное и активное избирательные права, становится членом общественных организаций и движений, политических партий. К 30 годам (в среднем) человек уже обладает значительным опытом и знаниями для ориентаций в сфере политических отношений.

В рамках исследования автором был проведен социологический опрос, который  среди  студентов 1-4 курса ТУСУРа (n=150). Вопрос, «Что влияет на ваш выбор при голосовании в первую очередь?», около половины опрошенных студентов  (46%)  ответили, что на их выбор влияет, впечатление от встречи с кандидатом.  25% опрошенных рспондентов ответили - личные качества кандидата, 19% - что предвыборная программа кандидата и 10% опрошенных респондентов ответили, что затрудняются ответить. Ответы на другие вопросы, следующие: «Из каких источников вы получаете основную информацию об избирательных кампаниях в области?» 50% опрошенных студентов ответили, что они получают информацию из интернета, 20% опрошенных ответили друзья, родственники, 15% процентов опрошенных получают информацию из центрального телевидения, 10%  от просмотра специальных видеороликов и только 5% опрошенных получают информацию из местной газеты. «Стимулируют ли избирательную активность молодежи массовые развлекательные мероприятия накануне выборов?» 40% респондентов ответили, что стимулируют лишь отдельных людей, 30% ответили, что незначительно, 30% респондентов затруднились ответить. На вопрос «В какой степени вы знакомы со следующими законами?» 90% респондентов  ответили имеют полное представление «о выборах президента Российской Федерации», 5% имеют общее представление «о выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», 5%  не имеют никакого представления «об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Заключение.

Поскольку политика охватывает множество людей, в том числе и молодежную категорию, а свои установки в отношении политики молодежь заимствует, как правило, от других, а политические установки способны меняться, особенно под воздействием изменений в потребностях, мотивах, знаниях и опыте людей, поэтому так важна роль политических установок в процессе политической социализации молодежи. Политические установки молодежи способны еще чаще меняться, в связи с динамичностью (подвижностью) изменений в потребностях, в мотивах, в знаниях и опыте молодых людей. К сожалению, в современном российском обществе часть агентов политической социализации либо значительно утратила свое влияние (например, семья, школа) на процесс усвоения политических норм и моделей поведения, либо остается пока вообще несформированной (например, группы интересов, политические партии). Таким образом, результатом политической социализации молодежи является определенная структура молодежи, политические ценности которой являются устойчивыми элементами, трансформируясь в убеждения и установки. В человеке изначально не заложены ни консервативные, ни демократические, ни либеральные, ни анархистские взгляды. Они формируются на протяжении длительного процесса развития личности.


[1] Дилигенский Г.Г. Политические институты на рубеже тысячелетий/СПб.: «Феникс+», 2009. С. 192.

[2]   См.: Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социс. 2008. № 5. С.37-47, Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социологические исследования. 2003. №4. С. 50 -52, Зубок Ю.А., Чупров В.И. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий // Социс. 2006. №6. С. 37-46; Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. 2003. №2. С.11-22; Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1990, Социализация человека. М., 2004; Шестопал Е.Б. Образы российской власти. От Ельцина до Путина. М., 2008., Политическая психология. М., 2007; Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.

Просмотров работы: 232