Использование этнографического метода широко распространено в современной социологии. В отечественной традиции методологические проблемы этнографического подхода анализируются в работах И.Ф. Девятко, А.С. Готлиб[1], в работе П.В. Романова и Е.Р. Ярской-Смирновой «Социальная антропология». В общем виде этнографический подход рассматривается в работах В.А. Ядова и В.В. Семеновой, посвященных качественной методологии.[2]
Этнографический метод характеризуется особенностями научного повествования, использованием таких подходов, как «жизненные истории», «срезы жизни»; представлением своего субъективного взгляда; простым языком, часто от лица обычных людей, предполагающим социальный реализм и научную достоверность.
В существующей в настоящий момент практике применения этнографического метода для исследования проблем молодежи можно выделить три основных подхода: свободное общение (сбор информации с позиции академического исследователя через непосредственное общение), промежуточный подход (сбор информации через серии интервью) и непосредственно «классическое» включенное наблюдение. Поскольку этнография изучает современные народы не только в их существующем, но и в их историческом и культурном развитии, этногенезе и истории становления социальных институтов, то при изучении молодежных проблем используются также и письменные и вещественные источники. Кроме того, при изучении проблем молодежи, необходимо иметь ввиду, что одним из методов культурной антропологии является метод включенного наблюдения, который предполагает знание языка той общности, которая изучается. Язык является важнейшей составной частью культуры, поэтому необходимо обращать особое внимание на его изучение.
Литерарута:
[1] Девятко И.Ф. Методы социологического исследования, М., 2003, Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования, М., 1996; Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количе-ственный подходы, Самара, 2002;
[2] Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманитарную социологию, М., 1998; Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.