Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В связи с этим ярким проявлением этих тенденций является значительное увеличение числа занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации. В связи с этим изучение информационного производства, и, в частности, рынка информации и его особенностей, представляет сегодня значительный теоретический и практический интерес.
Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.
Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» предоставил аналитический материал о деловом климате в сфере информационно-технологических услуг в I полугодии 2011 г., полученный в результате плотного обследования деловой активности более 500 организаций, оказывающих данный вид услуг. Оказалось, что баланс оценок изменения экономического положения организаций в сфере ИТ-услуг в I полугодии 2011 г., относительно аналогичного периода 2010 г., показал рост и составил +2 против -6%. При этом около 80% респондентов сочли сложившийся уровень экономического положения в своих компаниях «нормальным».
По результатам опроса руководителей более 4,5 тыс. организаций сферы услуг, уровень экономического положения организаций, осуществляющих коммерческую деятельность в целом, был несколько выше, нежели в обследуемом сегменте. Это говорит о большой сосредоточенности предпринимателей на финансовых и институциональных проблемах, в то время как ИТ-отрасль, сервисная по отношению к другим отраслям, чрезвычайно чувствительна к малейшим конъюнктурным колебаниям и состоянию экономики в целом, а следовательно требует более пристального внимания. Однако, на результирующие итоги экономической деятельности организаций в I полугодии 2011 г. оказало поэтапное улучшение в течение 2010 - 2011 гг. экономической ситуации и укрепление финансовой и деловой устойчивости корпоративного сектора благодаря росту спроса на ИТ-услуги со стороны государственных структур, госмонополий и крупнейших холдингов страны.
Экономический эффект информационной деятельности может иметь как прямой, непосредственный, так и опосредованный характер. В первом случае речь идет о продаже информационных товаров и услуг неовеществленных технологий - программ, баз данных, телекоммуникационных услуг и так далее, а во втором - о повышении дохода за счет использования информации и внедрения ИКТ в деятельность коммерческих предприятий. Примером может служить деловой познавательный туризм, когда наличие в городе государственных научных учреждений, библиотек, музеев и архивов, не приносящих прямого дохода, привлекает значительное число приезжих, способствующих развитию сферы услуг, розничной торговли, транспорта.
Помимо сказанного, нельзя не учитывать тот факт, что информационная деятельность в сфере фундаментальной науки и культуры, непосредственно не связанной с экономической выгодой, формирует имидж города, что косвенно не может не сказываться на его экономическом положении.
Рассмотрим развитие информационной сферы обслуживания на примере г. Москва. Благодаря своему столичному статусу Москва занимает особое место в экономическом и информационном пространстве России. Здесь принимаются принципиальные решения, определяющие ситуацию не только в стране, но и на международном уровне, именно здесь сосредоточенны информационные ресурсы, специалисты и организации, обеспечивающие информационно-аналитический базис государственного управления.
Развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет постепенно устранить такое негативное явление как информационное отчуждение граждан от власти, когда население города и страны не имеет доступа к достоверной информации о том, что происходит во властных структурах, а государственные органы, в свою очередь, лишены постоянной обратной связи с теми, чьим интересам они призваны служить. Наиболее эффективно эта проблема решается на уровнях управления, максимально приближенных к конкретному гражданину, жителю района, округа, города. Нормативная и иная общезначимая информация, исходящая от органов городской администрации, в обязательном порядке должна размещаться в общедоступных информационных сетях, а так же распространяться иными способами с целью ее доведения до каждого жителя. Таким путём будет решена проблема общей информированности жителей столицы.
Что же касается внедрения информационных технологий в городское хозяйство, процесс этот наиболее трудоёмкий и требует определённых условий для его осуществления.
Существует ряд проблем, затрудняющих информатизацию городского хозяйства. К ним, в первую очередь, относятся:
1. объективная сложность создания крупномасштабных информационных систем;
2. низкая степень интеграции городских информационных ресурсов;
3. нехватка квалифицированных кадров.
Одним из определяющих условий выявления конкурентных преимуществ и приоритетных направлений долгосрочного развития современного города является активизация информационного бизнеса между всеми участниками жизнедеятельности муниципального образования при рассмотрении вопросов стратегического характера. Таким образом, эффективный информационный бизнес призван обеспечить скоординированное управление инновационной деятельностью города и повысить инвестиционную привлекательность территории.