Оценкой эффективности высшего профессионального образования можно считать показатель, характеризующий соответствие между полученными специалистом квалификацией и удовлетворением потребности в развитии и ожидаемыми квалификацией и удовлетворением.
Данное определение акцентирует внимание на социальной эффективности, в качестве показателя которой при применении информационных технологий целесообразно использовать изменение коэффициента индивидуализации обучения.
Оценка эффективности высшего профессионального образования посредством измерения уровня индивидуализации обучения основана на предположении о том, что чем выше удельный вес трудозатрат студента на индивидуальную работу в общих трудозатратах, тем выше качество подготовки специалиста. В данном случае под индивидуальной работой понимается непосредственное общение студента с преподавателем и работа студента с информационно-технологическим обеспечением дисциплины (к примеру - самостоятельное изучение электронного конспекта лекций, подготовка и участие в рубежном и промежуточном тестировании с помощью электронных тестов). Обоснованность такого подхода обусловлена тем, что качество подготовки выпускника вуза, как обобщающая характеристика его социальной значимости определяется возможностью общения студента с высококвалифицированными специалистами - прямого или посредством использования подготовленного ими методического обеспечения высокого уровня и способностью студента самостоятельно получать, анализировать и усваивать новую информацию.
Коэффициент индивидуализации обучения показывает соотношение между временем индивидуальной подготовки студента (которое определяется суммой времени непосредственного контакта с преподавателем и времени самостоятельной работы в информационно-технологической среде) и общей трудоемкостью изучения данной дисциплины. Увеличение этого показателя в результате проведения тех или иных мероприятий в области совершенствования образовательного процесса означает, что эффективность образования повысилась - ресурсы времени на изучение дисциплины используются более продуктивно.
Коэффициент индивидуализации предлагается определять по формуле:
Кинд=(Тп+Тк/Кпон)/Тзан, где
ТП - время непосредственного контакта преподавателя с каждым студентом;
TК - время контакта студента с компьютером;
КПОН - понижающий коэффициент (рекомендуется брать равным 3);
ТЗАН - общее время на проведение занятий.
В качестве базы для сравнения применяются требования к структуре и распределению трудоемкости образовательного процесса, применяемые в конкретном вузе и представленные в нормативных документах, разработанных в соответствии с ГОС ВПО. Из этих требований может быть применен норматив времени на управление самостоятельной работой студентов, который отражает все виды внеаудиторной работы преподавателя кроме приема экзаменов.
Вместе с тем, вопрос оценки эффективности образования нельзя рассматривать только с социальной стороны - необходим учет и экономической составляющей. Соответственно, один коэффициент индивидуализации обучения не может достоверно оценивать эффективность принимаемых решений, для этого необходимо учитывать два параметра
Оценка экономической эффективности применения электронных учебно-методических комплексов предполагает расчет изменения затрат и результатов в двух областях:
1) в области использования специалиста, где формируется общественный экономический эффект, при расчете которого следует учесть изменение затрат общества на подготовку специалиста в результате применения комплекса (размеров финансирования за счет различных источников) и общественных результатов (повышение производительности труда специалиста);
2) в области подготовки специалиста, где формируется локальный экономический эффект, при расчете которого следует учесть изменение затрат и результатов деятельности высшего учебного заведения, в котором обеспечивается подготовка специалиста.
Поскольку расчет общественного экономического эффекта представляет собой отдельную макроэкономическую задачу, ограничимся расчетом локального экономического эффекта и эффективности.
Затраты на разработку комплекса определяются по нормативам выполнения работ, которые зачастую предполагают только выплату заработной платы разработчикам. К ним следует добавлять и социальные платежи в бюджет.
Результаты применения в учебном процессе комплекса выражаются экономией затрат на использование учебных площадей в результате изменения структуры трудоемкости обучения в направлении повышения удельного веса внеаудиторной работы.