ГИПОТЕЗА ТИБУ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ГИПОТЕЗА ТИБУ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

При рассмотрении актуальных проблем экономики общественного сектора, связанных с производством общественных благ в территориальном аспекте, появляется необходимость анализа условий, при которых каждый индивид получает локальные общественные блага на оптимальном для себя уровне и при этом   проявляет индивидуальную готовность платить за это благо определенные налоги. Механизм возникновения согласованности предпочтений индивидов относительно производства  общественных благ объясняет гипотеза, выдвинутая американским экономистом Ч. Тибу. В ней сделана попытка рассмотрения поведения индивида при выборе места проживания и факторов, определяющих выбор данной территории.

В современной научной и учебной литературе по экономике общественного сектора, в частности, в работах Л.  И. Якобсона гипотеза Тибу формулируется следующим образом: «при наличии большого числа территориальных единиц и интенсивной миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям, так как она создаёт предпосылки для адекватного выявления предпочтений, касающихся локальных общественных благ, и наиболее  полной реализации этих предпочтений».

При первоначальной публикации теории Тибу (1956г.) были выдвинуты следующие условия, при которых возможно достичь максимальной социально-экономической эффективности в предоставлении общественных благ на уровне  местного самоуправления:

1. Мобильный  потребитель  (мобильность потребления): потребители могут свободно выбирать, где они живут. Нет никаких затрат, связанных с переездом.

2.Полнота информации (отсутствие асимметрии информации).

3.Обширный выбор общин (социальных образований).

4.Взаимообщение не представляет никаких трудностей.

5.Общественные блага с точки зрения «выгоды-затраты» не распространяются  от одного сообщества к другому.

6. Существует оптимальный размер города: экономия от масштаба.

7. Сообщества пытаются добиться "оптимального размера" производства общественных благ.

Данная модель раскрывает  одну из особенностей системы самоуправления: для достижения максимальной  Парето-эффективности, требуется система функционирования, ограниченная в своем масштабе. Из этого вытекает, что провалы государства, неэффективная политика и невозможность полного контроля производства общественных благ проистекают из размера его территории, который предопределяет более высокий процент ошибок, по причине дефектов в управлении высокоорганизованных систем. Соответственно необходимость образования систем местного самоуправления должна быть организационно обусловлена решениями государства, т.е. не прямым участием в управлении,  а путем делегирования основных полномочий по организации социально-экономической деятельности местным организациям самоуправления и патронажа.

В модели Тибу, рассматривается механизм и технология выбора человеком места жизнедеятельности и предлагается решение «проблемы безбилетника» на уровне местного самоуправления. Сущностью проблемы безбилетника является использование общественных благ бесплатно, без какого либо вклада в  их производство. В рассматриваемой модели основным принципом выбора места жизнедеятельности индивида является возможность достижения оптимального соотношения социальной удовлетворённости и уровня налогообложения. Исходя из этого, в данной модели применяется термин «голосование ногами», суть которого заключается в перенесении жизнедеятельности индивида в более благоприятные, с точки зрения экономической эффективности, районы проживания. В условиях децентрализованного бюджета активная трудовая миграция  между различными территориальными образованиями страны, позволяет сконцентрировать человеческий капитал в зонах наибольшей экономико-социальной перспективы, что в свою очередь позволяет добиться эффективного распределения и удовлетворения потребностей индивида. Таким образом, при повышенной концентрации индивидов со схожими потребностями, представляется возможным ликвидировать проблему  безбилетника с помощью социальных объединений  (общин), осуществляющих функцию контроля и обеспечения потребностей в регулировании общественных благ. Примером таких объединений служат муниципальные образования. Данная модель описывает муниципалитеты в регионе как структуры, предлагающие различные корзины товаров (муниципальных услуг) по различным ценам (налоговым ставкам). Поскольку люди имеют неодинаковые предпочтения этих услуг и различные возможности платить соответствующие налоги, они будут переходить от одного местного сообщества к другому, пока не найдут то, которое максимизирует их полезность. Гипотеза Тибу утверждает, что благодаря процессу такого выбора, будет определяться равновесие предоставления местных общественных благ в соответствии со вкусами жителей, что в свою очередь приведёт к группировке людей в оптимальные общины, со сбалансированными потребностями. Модель имеет преимущество в решении двух основных проблем с  предоставлением локальных общественных благ: откровенные предпочтения и предпочтения агрегации (распределения). Модель Тибу опирается на набор базовых предположений. Потребители свободны в выборе своих общин, пользуясь совершенной мобильностью и полной информацией. В сущности, это означает, что они могут передвигаться от сообщества к сообществу на безвозмездной основе, и что они имеют полную информацию об услугах, предоставляемых органами местного самоуправления и  о налоговых ставках во всех местных органах власти. [Tiebout, C. (1956), "A Pure Theory of Local Expenditures", Journal of Political Economy 64]

Рассматривая гипотезу применительно к реальным примерам функционирования экономических и социальных систем, необходимо учесть факт невыполнимости некоторых требований и допущений теории Тибу, в частности, о полноте информации и отсутствии затрат, связанных с переездом на новое место жительства. Ясно, что эти условия на практике невыполнимы, однако тенденции и механизмы перемещения, представленные в данной теории, являются распространёнными явлениями социально-экономических отношений, и в некоторых случаях достигается минимизация данных ограничений. К примеру, развитие интернета открывает неограниченный доступ к информации на всех уровнях власти, что в свою очередь позволяет уменьшить влияние фактора информационной асимметрии на данную сферу.

С точки зрения решения социальных противоречий, модель Тибу позволяет сгладить общую социальную напряженность и минимизировать негативные тенденции классового разделения между людьми, что в свою очередь, приводит к более эффективному управлению. Уменьшается конфликтность в социальном образовании и как следствие повышается эффективность расходования средств. В частности решение некоторых вопросов путём опроса общественного мнения или референдума, приводит к социальной удовлетворенности людей и повышению контроля над бюджетными расходами. Рассматривая результаты управления муниципальными расходами, можно отметить их высокую уравнительную роль в распределении общественных благ по причине высокой вовлеченности в процесс выбора пользователей этих социальных благ и возможности дифференцированного социального потребления. Также в условиях местного самоуправления за счёт психологических факторов резко повышается мотивационная составляющая поведения индивида в плане участия и влияния на социальные процессы.

Удачными примерами организации социальных образований может отчасти служить американская система муниципалитетов, которая является попыткой воплощения механизма Тибу в жизнь. Опуская некоторые предположения теории о возможности всеобщего доступа к информации и приближающихся к минимуму барьеров коммуникации, можно увидеть, что в определённом смысле данная система жизнеспособна и  функционирует довольно эффективно. При этом необходимо отметить, что американская система местного самоуправления, не точно соответствует  европейскому понятию «муниципалитет»  и значительно варьируется в зависимости от юридической системы разных штатов. В Соединенных Штатах, "муниципалитет" обычно понимается как город, поселок, или другая единица местного самоуправления, образованная на основе муниципального устава. В контексте правового государства, некоторые американские штаты определяют понятие  "муниципалитет" шире: от государства как такового до каких-либо политических подразделений.

В ряде стран муниципалитет является единой административной единицей определённого уровня (обычно 2-го или 3-го), независимо от наличия и количества в них городов. В некоторых стран муниципалитет - наименьшая административная единица, управляемая выборными органами. В таком случае понятие муниципалитет является синонимом понятий община, коммуна и волость и используется в русском языке только в том случае, если в оригинальном языке используется аналогичное слово. При этом следует иметь в виду, что в некоторых языках соответствующее слово (например, англ. municipality) является основным словом для передачи административных единиц местного уровня и в частности для перевода слов «коммуна» и «община».

Рассматривая закономерности, предложенные Тибу, в частности, явление так называемого «голосования ногами», становится очевидным, что они представляют собой определённые механизмы, действующие и распространяющиеся не только на узкую сферу местного самоуправления, но и на процессы глобальной экономико-социальной интеграции. Процесс глобализации сам по себе характерен переносом механизмов функционирования на нижнем уровне, внутри национального государства на уровень международных отношений, в частности, регламентацией поведения при вхождении в различные экономические союзы и организации. Таким образом, происходит определённое стирание границ между сферами экономической деятельности разных государств, что является следствием глубокой интеграции данных процессов. Данные аспекты обусловливают причины, при которых «голосование ногами» становится не национальным, а межгосударственным процессом.  К примеру, молодые учёные часто уезжают из страны проживания, голосуя тем самым, за социальные перспективы и более высокий уровень жизни. Применяя гипотезу Тибу к анализу современных проблем глобальной экономики, можно выявить закономерность, которая заключается в том, что при увеличении масштаба экономико-социальных возможностей, многие проблемы микро- и макро-уровня порождают схожие проблемы и закономерности в мировой экономике, т.е. можно говорить, о расширении ареала функционирования данных взаимосвязей в глобальном масштабе. Для изучения и регулирования подобных процессов необходима  разработка современной концепции, опирающейся  на рассматриваемые теоретические положения.

В контексте актуальности данной проблемы для России представляется возможным  применение принципов данной теории к системе местного самоуправления в нашей стране. В частности, принципы децентрализации распределения финансовых потоков, необходимо дополнить системой активного общественного контроля со стороны социума. Возможно создание специальных комиссий (по аналогии с системой присяжных заседателей),  контролирующих и выносящих оценочные решения по результатам деятельности муниципальных образований, по удовлетворению территориальных экономико-социальных потребностей. Возникающая  асимметрии информации, может быть отчасти минимизирована современными средствами коммуникации, в частности интернетом, который может способствовать внедрению концепции электронного правительства. Высокая автоматизация, а также модернизация средств управления системой социальной коммуникации, является на сегодня перспективным направлением политики развития местного самоуправления.

Анализ гипотезы Тибу дает возможность уяснить механизм индивидуального выбора производства общественных благ, понять  причины перемещения налогоплательщиков. На практике это позволяет устранять изъяны рынка, связанные с информационной асимметрией по поводу индивидуальных и коллективных предпочтений в выборе общественных благ, а также проводить более эффективную распределительную политику между звеньями бюджетной системы через механизм налогов и трансфертов.

Просмотров работы: 485