ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

В настоящее время малый бизнес является неотъемлемым элементом в структуре любой развитой рыночной экономики, а потому его развитие и регулирование являются одними из приоритетных направлений государственной политики. В большинстве развитых стран мира малый бизнес представлен в значительном количестве отраслей народного хозяйства, но в России нестабильное положение малого бизнеса во многом обусловлено ошибками и просчетами в законодательстве. Хотя заинтересованность властей в поддержке малого бизнеса растет и правовая база расширяется, этого недостаточно. Проблема состоит в том, что законопроекты однобоки и имеют много недоработок.

Малый бизнес в России сейчас начинает развиваться в инновационном направлении (ведь до этого как правило основными формами ведения малого бизнеса оставались торгово-закупочные операции). Поэтому программа государственной поддержки малого предпринимательства, включает финансово-кредитную помощь в приобретении оборудования в лизинг, сертификацию, имущественную, консультационную,  субсидирование, а также гранты на поддержку инновационных проектов.  По сравнению с тем, как западные малые предприятия выступают эффективными партерами крупных корпораций, производят значительную долю ВВП, решают важные социально-экономические проблемы, роль и важность наших предприятий минимизирована. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия, это подчеркивает его самостоятельность.

В России малый бизнес не в состоянии до конца раскрыть свой потенциал по причине структурных диспропорций в экономики и отсутствия грамотной государственной политики, и сильного давления.  Экономический рост и одновременное качественное развитие сферы малого бизнеса возможны только при условии проведения масштабных структурных преобразований как в российской экономике в целом, так и в малом бизнесе в частности. Необходимо вывести российский сектор малого предпринимательства на новый уровень развития с целью повышения его значимости, эффективности и содействия участию малого бизнеса в решении важных экономических и социальных проблем в стране. Проводимые до настоящего момента в стране мероприятия по регулированию сферы малого бизнеса не дали должного эффекта по причине отсутствия комплексности и узкого спектра применяемых инструментов. Реализованные до сегодняшнего момента программы и меры поддержки малого бизнеса являлись эпизодическими, а потому не могли обеспечить качественного прогресса, как в сфере малого бизнеса, так и в масштабах всей российской экономике. Более того, значительные ресурсы, потраченные в рамках этих программ не дали должного результата, так как были попросту распылены не по назначению.

Опыт стран с высоким уровнем развития малого бизнеса подтверждает необходимость одновременного использования правовых, экономических, технических инструментов регулирования сферы малого бизнеса и механизмов саморегулирования. При этом мировая практика показывает прогрессивность отказа от командного администрирования в пользу развития самостоятельного регулирования малого бизнеса.

Учитывая важность задачи реализации структурных преобразований в малом предпринимательстве необходимо претворение в жизнь масштабной программы, опирающейся на весь спектр инструментов регулирования малого бизнеса. Таким образом, будут комплексно решаться основные проблемы малого бизнеса: повышение эффективности институтов поддержки, реализация кадрового потенциала малого бизнеса, снижение административных барьеров, декриминализация сектора малого бизнеса и повышение его роли в решении социально-экономических проблем.

Вопрос о мере регулирующего воздействия на малое предпринимательство относится к числу оптимизационных: недостаток регулирования, как и его избыток, не только снижает эффекты функционирования предпринимательства в системе, но способен, привести её в состояние глубокого труднопреодолимого кризиса. Примеры величайших кризисов либеральной экономики США и командно-административной экономики Советского Союза в этом смысле весьма показательны. Растущая потребность в эффективной предпринимательской политике активизировала дебаты о том, как правительство может стимулировать предпринимательскую активность. Последние два десятилетия отмечены ростом значимости государственной политики поддержки предпринимательства в теории и на практике. Рост взаимосвязи экономического роста и предпринимательской активности стал предметом исследований на разных уровнях экономической системы. Представлены убедительные доказательства того, предпринимательский сектор вносит серьезный вклад в обеспечение занятости, рост валового внутреннего продукта, значительное число работ подтверждают важность предпринимательской активности в достижении социальных эффектов государства.

Проводя политику преобразований в отношении предпринимательства государственные органы должны сместить акцент от запретительных мер и мер прямого регулирования на создание развитой инфраструктуры малого бизнеса и механизма саморегулирования. Особо следует предусмотреть в программе механизмы согласования действий и усилий малого бизнеса и властных структур всех уровней. Только открытый диалог непосредственно власти и бизнеса позволит создать экономическую систему, способную выполнить задачи, поставленные перед российским обществом реалиями текущего момента.

Просмотров работы: 0