БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Процессы глобализации предполагают свободное перемещение квалифицированных работников, и, следовательно, необходимость в сопоставимости их квалификаций в рамках некоторых  общих требований к национальным системам  образования. Болонская декларация, подписанная 29-ю министрами образования от имени своих правительств 19 июня 1999г., положила начало  созданию Зоны европейского  высшего образования   для формирования и укрепления интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала  Европы и обеспечения её конкурентоспособности  на международных рынках. Болонские документы указывают на обновленную роль университета в современном обществе. Университет рассматривается как центр культуры, знаний, научных исследований, и именно от него зависит культурное и научно-техническое развитие человечества в третьем тысячелетии. Фундаментальным принципом университетской жизни считается академическая  свобода исследований и преподавания.

Для создания единого европейского  образовательного пространства и сохранения при этом национальных особенностей в нормативных документах  Болонского процесса закреплен целый ряд  концептуальных задач. К их числу относится и необходимость   введения доступных, понятных и сравнимых квалификаций (степеней) в области высшего образования; переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат - магистратура).

Наша страна, как известно, присоединилась к Болонскому процессу 19сентября 2003г. на  конференции министров  образования,  проходившей в Берлине. Концепция реформирования отечественного образования предполагает развитие его фундаментальности и практической  направленности, обновление структуры и содержания образовательных программ, методов обучения. Настоящее время следует оценивать как переходный период на пути к многогранной самостоятельности высшего учебного заведения, значительной его независимости от политической власти. Сегодня государство поэтапно и постепенно отходит от детального администрирования образовательного процесса, оставляя за собой первостепенную функцию регулятора отношений между всеми субъектами образовательного процесса.

Как известно, российские вузы окончательно перешли на двухступенчатую систему образования.  Европейская система квалификаций основана на компетентностном подходе, и в связи с этим Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования  (ГОС ВПО)  третьего поколения в отличие от предыдущих стандартов рассматривает квалификацию как совокупность определенных компетенций.

Его успешная реализация связана с осознанием того, что традиционные классические для  российского университетского образования методы обучения должны обогащаться активно-деятельностными  формами обучения на основе компетентностного подхода в рамках практико-ориентированного профессионального образования.

Преподавание в высшей школе ставит целью не просто изложить содержание предмета, но и научить студентов мышлению в области этого предмета и связанных с ним других областях знаний, решению практических задач. Однако, воспитание творчески мыслящих специалистов возможно только преподавателями, обладающими  гибким методическим мышлением. Необходимо подчеркнуть, что творчество возможно лишь в условиях академической свободы и бережного отношения к преподавателям - исследователям.

В новом поколении российских образовательных стандартов, созданных на основе базовых принципов Болонского процесса, предусмотрено дальнейшее расширение академической свободы вузов. ГОС ВПО определяет в качестве базовой (по набору дисциплин) лишь половину (50%) образовательной программы бакалавра. При этом в «обязательной» части программы (за исключением нескольких позиций в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин) на первое место поставлены не жестко закрепленные учебные курсы, а требования к формируемым у студента в результате изучения соответствующего цикла дисциплин компетенций. Содержательное наполнение второй (вариативной, или профильной) половины образовательной программы становится прерогативой вуза, в помощь которому учебно-методическими объединениями или иными компетентными группами экспертов должны быть созданы ориентировочные (рекомендованные) «примерные основные образовательные программы» по конкретным направлениям подготовки. Для образовательной программы магистра так называемая «вариативная часть» составляет более 70%.

Предполагается, что подобный принцип построения стандарта позволит вузам разрабатывать новые образовательные программы с учетом потребностей местного (регионального) рынка труда, научных и образовательных традиций, собственных методических разработок. А это, в свою очередь, приведет к разнообразию образовательных программ и к конкуренции между вузами на территории Российской Федерации. Здесь же заложена и возможность создания программ, совместимых с программами европейских университетов.

Однако, подобная «свобода» в формировании собственных образовательных программ для некоторых   вузов является новой и непривычной. Необходимость самостоятельного определения   более 50% содержания основной образовательной программы нередко вызывает тревогу и наталкивается на отсутствие в вузах необходимого опыта. Понятны и сомнения руководителей вузов и преподавателей в том, что в новых непростых экономических условиях они окажутся способными создавать действительно современные образовательные программы - конкурентоспособные, привлекательные как для работодателей, так и для абитуриентов.

Вот почему одним из ключевых моментов реализации реформы высшего профессионального образования (ВПО) в России становится обучение учебно-методического персонала и преподавателей  вузов созданию основанных на компетентностном подходе и представленных в кредитно-модульном формате образовательных программ. Эти программы должны учитывать,  с одной стороны, современные методические наработки и требования единого европейского образовательного пространства, а с другой  - потребности российского и международного рынков труда.

Просмотров работы: 4