РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В экономике общественного сектора выделяется особая категория смешанных благ, которые производятся в сферах культуры, здравоохранения и образования. Одновременно эти блага являются социально-значимыми общественными благами и должны финансироваться как государством, так и частными учреждениями.

Отечественная статистика конца XX века - начала ХХI показывает, что в России была уничтожена почти половина культурных ценностей, созданных в предшествующие тысячелетия. Неблагоприятная динамика не ослабевает и в наши дни.

Годы реформ создали условия для развития рыночной экономики, обеспечили индивидуальные свободы, но одновременно привели к серьёзным последствиям для социальной сферы, вызвав поражение всего гуманитарного сектора - науки, образования, культуры и искусства. Государство в погоне за новыми приоритетами освобождалось от своей конституционной ответственности за состояние культуры, и в результате государственные расходы на культуру, искусство и кинематографию упали.

Почти двукратное сокращение бюджетного финансирования культуры в 90-е годы привело к росту цен на продукты культуры, и культурные блага стали недоступны для многих групп населения: эту динамику не удается остановить и в XXI веке. В результате в годы реформ значительно ухудшилась материально-техническая база учреждений культуры, в два раза снизилась посещаемость театров и музеев, на две трети сократилась концертная аудитория, произошло падение посещаемости кинотеатров.

В настоящее время на поддержание институтов культуры и образования выделяется 3% расходов государственного бюджета России, тогда как только на содержание президентских структур расходуется 5%. К финансовым проблемам учреждений культуры добавляются и правовые. В Российской Федерации на сегодняшний момент нет современного закона о культурной сфере. Действуют старые нормативные акты, не отражающие реалии времени. Конечно, появляются новые документы. В частности принят ряд законов, позволяющих учреждениям культуры создавать новую организационно-правовую форму - автономное учреждение, имеющую многоканальное финансирование, в том числе субсидии из бюджета.

Наибольшие проблемы вызывают сложности с финансированием государственных областей культуры, так как для поддержания и развития культурной сферы необходимы немалые затраты, значительная часть которых приходится на восстановительный ремонт, модернизацию и новое строительство. Поэтому на сегодняшний день стоит только вопрос о поддержании функционирования культурных институтов. Согласно законодательству финансирование объектов культуры осуществляется четырьмя путями:

  • 1. Средства из бюджетов: федерального (не менее 2%), республиканских (не менее 6%) и местных (не менее 6%).
  • 2. Спонсорское участие (различные фонды содействия развитию культуры), дары и пожертвования.
  • 3. Средства учредителей.
  • 4. Собственные средства (доходы от культурной и коммерческой деятельности, экономия на налоговых льготах).

Однако нельзя не упомянуть и сложности, возникающие со второй составляющей сферы культуры. В частности, деятельность музеев заключается не только в экспонировании тех или иных предметов ради удовлетворения эстетических чувств населения, но и в приобретении этих самых предметов, большая часть которых реализуется через систему аукционов. Это требует серьезных затрат.

Как уже было сказано, культура - это смешанное общественное благо, поэтому может финансироваться как государством, так и поставляться на рыночной основе частными учреждениями. Очень важно в этом вопросе соблюдать разумный паритет, так как попытки расширить область негосударственного финансирования культурной сферы, в конце концов, сводятся к увеличению оплаты предоставляемых институтами культуры услуг, а это вступает в противоречие с интересами низкооплачиваемых слоев населения. Но, несмотря на это, цена на услуги культуры в России развивается в соответствии с рыночными законами, то есть соотносится со спросом.

Время экономических и административных реформ стало безвременьем для российской культуры, которое не преодолено до сих пор. Важно подчеркнуть: это никоим образом не подрывает саму идею реформ, но заставляет внимательно пересмотреть основы государственной стратегии модернизации.

Анализ происшедшего убеждает в неправильности установки 1990-х годов, состоявшей в том, что экономический рост должен быть обеспечен прежде развития культуры, а за рыночные реформы надо расплачиваться культурной деградацией. Причиной ложной установки стала государственная идеология в области культуры, унаследованная от более ранних времен и до сих пор определяющая культурную политику государства.

Культура России - важнейшее стратегическое направление государственной политики, направленной на социальный и экономический рост, укрепление целостности и обороноспособности страны.

Двадцать лет реформ породили еще одно противоречие, требующее специальных решений. Речь идет об отставании России в экономическом развитии и лидерстве по многим направлениям мирового культурного процесса. Причина кроется не в каких-то объективных обстоятельствах, обусловивших нынешнюю бедность, а в плохом управлении экономикой страны, богатой человеческими и природными ресурсами.

При управлении социальными сферами, в частности культурой, необходимо иметь в виду, что наша страна особенная, отличающаяся от очень многих развивающихся государств выдающейся культурой, наследием, имеющим мировое значение, накопленным творческим потенциалом и уникальными традициями, генерирующими интерес населения к художественным ценностям. Эти стратегические ресурсы России достались нам в наследство, и мы не можем не думать об их сохранении для будущих поколений.

Будущая стратегия социально-экономического развития нашей страны обязательно должна предусматривать создание условий для нормальной культурной деятельности, основные из которых:

1. Бесперебойное и полноценное государственное финансирование.

2. Налоговая поддержка негосударственного финансирования.

3. Меры по сохранению культурного наследия.

4. Обеспечение прав и свобод культурной деятельности.

Если взглянуть на то, как решаются эти проблемы на Западе, можно увидеть очень четкое понимание того факта, что поддержание памятников истории и культуры в хорошем состоянии - это гарантированный ежегодный доход от туризма, и вложенные средства на реконструкцию окупятся с лихвой.

Государство обязано заботиться не только о создании условий для благополучной жизни его граждан, но и об их личностном развитии, так как наивысшая ценность государства - человек, духовно богатый, относящийся к жизни творчески, социально активный.

Важно гармоничное сочетание выгоды и пользы. Если говорить о современных культурных институтах, таких как музеи, театры, залы классической музыки и так далее, то забота о них возложена на местные бюджеты, конечно, кроме общенациональных достояний, находящихся на государственном попечении.

К культуре нужно относиться не как к бизнесу и развлечению, а как к одному из важнейших условий прогрессивного движения страны. Необходимы глубокие системные изменения, которые смогут осуществиться только через переосмысление роли культуры в обществе, роли государства в культуре и меры его ответственности за культурную жизнь страны.

Просмотров работы: 933