НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Россия уверенно приблизилась к введению налога, который ещё с 1990х годов вызывал огромное количество споров и слухов. Налог на недвижимость заменяет два существовавших ранее: налог на землю и имущество. Налог, который совсем недавно платили граждане нашей страны  в соответствии с законом «О налогах на имущество физических лиц», был невелик - несколько сотен рублей. За основу расчетов бралась стоимость, которая определялась Бюро технической инвентаризации (БТИ), а она отличалась от реальной рыночной в десятки и сотни раз. Налог на недвижимость рассчитывается исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости, а не опираясь на оценки БТИ. До введения налога на недвижимость  в России складывалась такая ситуация, что платили мало все: собственники как дорогих хором, так и скромных жилищ. Налог на недвижимость был принят для изменения данной ситуации.

Любая налоговая система базируется на принципе справедливости и эффективности. Известно, что в основе принципа социальной справедливости лежит идея необходимости равномерного распределения налогового бремени между гражданами-налогоплательщиками. Если лица находятся в сравнительно одинаковых обстоятельствах и обладают одной и той же платёжёспособностью, они должны облагаться одинаковым налогом, а также должна исключаться возможность двойного налогообложения. В данном случае речь идёт о горизонтальной справедливости. Однако в реальной жизни люди находятся в неодинаковых условиях и имеют разную платёжёспособность. В этом случае уровень налогообложения устанавливается в соответствии со степенью платёжёспособности граждан. Опираясь на идею равномерного распределения налогового бремени между налогоплательщиками, можно сделать вывод, что введение налога на недвижимость вполне справедливо. Самое главное, чтобы в сложившейся ситуации не пострадали незащищённые слои населения, чтобы обязательно учитывались ситуации, когда, к примеру, человек получает  большую квартиру по наследству, а также, чтобы налоговая ставка дифференцировалась в зависимости от годового дохода собственника и количества прописанных в квартире или доме людей. По мнению многих экспертов, введение налога на недвижимость - вполне рациональный шаг властей, поскольку подобная практика существует в большинстве цивилизованных государств. Хотелось бы согласиться с ними, ведь налог на недвижимость, действительно, во всем мире является мощным рычагом инфраструктурного развития муниципалитетов. В нашей стране регионы и муниципалитеты лишены заинтересованности в росте благосостояния населения и развития предпринимательской деятельности, а сложившаяся ситуация является следствием того, что у регионов и муниципалитетов «отобраны» практически все значимые налоги, оставлено максимум 20% от всех доходов консолидированного бюджета. Именно эту проблему и должен решить налог на недвижимость.

По мнению экспертов, введение налога на недвижимость не ударит по карману как минимум 90% граждан - платить больше станут те, кому принадлежит крупная недвижимость и  это кажется вполне справедливым. Однако, это только на первый взгляд.

Какие же проблемы на протяжении стольких лет препятствуют решению поставленной задачи? Законопроект о введении налога на недвижимость еще в 2004 году был принят Госдумой в первом чтении. Но при слежении за последующим развитием событий можно увидеть, что дальнейшее принятие и обсуждение документа было заблокировано. И основным камнем преткновения стало отсутствие механизма массовой оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. А всё дело в том, что разработкой методики никто не занимался. Вместо этого преобладали абстрактные программные наработки, чреватые для налогоплательщиков серьезными неприятностями. И что мы видим в конце концов? Реформа была отложена, а позже о ней просто забыли.

На сегодняшний день ситуация с мертвой точки не сдвинулась, однако здесь всё гораздо серьёзнее, ведь муниципальные органы власти в 12 регионах страны смогут ввести налог на недвижимость сразу после принятия и вступления в силу соответствующей главы Налогового кодекса.  К ним относятся: Калужская, Тверская, Калининградская области, Краснодарский край, Ростовская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Нижегородская, Самарская области, Красноярский край, Иркутская и Кемеровская области. На федеральном уровне эта глава может быть принята уже в следующем 2013 году.  По словам специалистов, одним из факторов, который на протяжении длительного времени  сдерживал продвижение налоговой реформы, это отсутствие оцифрованных карт. Однако налог введён, хотя в  настоящее время, Росреестром сделаны только карты по земле. А что касается единых объектов - то есть как по земле, так и по расположенному на ней объекту недвижимости - таких карт нет.

Существует ещё одна не менее серьёзная проблема. Кадастровая стоимость земли оценивается с 2001 года. Однако для целей налогообложения она стала использоваться только с 2006 года, когда была введена соответствующая глава Налогового кодекса. К этому времени был создан кадастр земельных участков, и их кадастровая оценка проведена в полном объеме. Однако кадастр объектов капстроительства начал формироваться намного позже. И таких камней преткновения огромное количество. Налог на недвижимость введён, но его реализация на практике будет очень сложной. А любая налоговая система базируется на принципе эффективности, которая выражается отношением налоговых поступлений к налоговым затратам. Она тем выше, чем больше налоговые поступления по отношению к налоговым затратам. Последние включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета в связи с неоправданно высокими налогами (с необоснованно высоким налоговым бременем), которые подрывают стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности и толкают к широкой практике уклонения от уплаты налогов, укрытия доходов от налогов и поиску "налоговой гавани", "налоговой крыши". Нельзя сказать, что введение налога на недвижимость является эффективным. Вряд ли налоговые поступления покроют  налоговые затраты на реализацию проекта. Из этого можно сделать вывод, что введение налога на недвижимость породит коррупцию. Например, если при оценивании объекта будут обнаружены какие-либо изменения в планировке квартиры, в случае, если владельцами домовладения был сделан капитальный ремонт, будут либо применены жёсткие санкции по отношению к владельцу имущества, либо же предложен «другой способ решения данной проблемы». Быть может, введение налога на недвижимость-это ещё один относительно честный способ вымогательства денег у граждан? А ведь налогоплательщики уже заплатили подоходный налог , на накопленные средства гражданами  были приобретены земельный участок, стройматериалы, необходимые для строительства недвижимости. И после всего этого государство снова облагает граждан налогом? А может быть государство преследует другую цель? Освободить в городской черте земли, принадлежащие частным домовладельцам и дачникам, под строительство коммерческих зданий и элитных многоэтажек. Ведь просто так владельцы частных домов и дач не отдадут свои земельные участки. А если же при данном налоге коммерческая стоимость земельных участков поднимется и владельцы дач сами через год их продадут, жильцы частных домовладений согласятся переехать в квартиры. В общем, жить в частном доме в городе станет не выгодно, как и владеть дачей в пригороде города. 

Налог на недвижимость призван решить проблему дефицита местных бюджетов, из которого финансируются такие функциональные виды расходов как организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного назначения, освещение улиц, парков отдыха и огромное количество других расходов. В планируемом «Едином налоге на недвижимость» предполагается установить универсальный вычет в 55 кв.м. для жилья и 6 соток для земли. Граждане, владеющие недвижимостью и землями, площадь которых превышает эти цифры, обязаны будут уплачивать налог.

Но какие же проблемы на протяжении стольких лет препятствуют введению данного налога? Законопроект о введении налога на недвижимость еще в 2004 году был принят Госдумой в первом чтении. Но при слежении за дальнейшим развитием событий можно увидеть, что дальнейшее принятие и обсуждение документа было заблокировано. И основным камнем преткновения стало отсутствие механизма массовой оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. А всё дело в том, что разработкой методики никто не занимался. Вместо этого преобладали абстрактные программные наработки, чреватые для налогоплательщиков серьезными неприятностями. И что мы видим в конце концов? Реформа была отложена, а позже о ней просто забыли.

На сегодняшний день ситуация с мертвой точки не сдвинулась, однако здесь всё гораздо серьёзнее, ведь мы говорим уже о точном введении налога на недвижимость в 12 регионах страны, а в 2013 году на федеральном уровне. По словам специалистов, одним из факторов, сдерживающих продвижение налоговой реформы, является отсутствие оцифрованных карт. В настоящее время, Росреестром сделаны только карты по земле, однако по единым объектам - то есть как по земле, так и по расположенному на ней объекту недвижимости - таких карт нет.

Существует ещё одна не мене серьёзная проблема. Кадастровая стоимость земли оценивается с 2001 года. Однако для целей налогообложения она стала использоваться только с 2006 года, когда была введена соответствующая глава Налогового кодекса. К этому времени был создан кадастр земельных участков, и кадастровая оценка земельных участков проведена в полном объеме. Однако кадастр объектов капстроительства начал формироваться намного позже. И таких камней преткновения огромное количество. Налог на недвижимость введён, но его реализация на практике будет очень сложной. Любая налоговая система базируется на принципе эффективности, которая выражается отношением налоговых поступлений к налоговым затратам. Она тем выше, чем больше налоговые поступления по отношению к налоговым затратам. Последние включают потенциальные потери доходной части государственного бюджета в связи с неоправданно высокими налогами (с необоснованно высоким налоговым бременем), которые подрывают стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности и толкают к широкой практике уклонения от уплаты налогов, укрытия доходов от налогов и поиску "налоговой гавани", "налоговой крыши". Нельзя сказать, что введение налога на недвижимость является эффективным. Вряд ли налоговые поступления покроют  налоговые затраты на реализацию проекта. Из этого можно сделать вывод, что введение налога породит коррупцию. Например, если при оценивании объекта будут обнаружены какие-либо изменения в планировке квартиры, в случае, если владельцами домовладения был сделан капитальный ремонт, будут либо применены жёсткие санкции по отношению к владельцу имущества, либо же предложен «другой способ решения данной проблемы». Быть может, введение налога на недвижимость-это ещё один относительно честный способ вымогательства денег у граждан? А ведь налогоплательщики уже заплатили подоходный налог , на накопленные средства гражданами  были приобретены земельный участок, стройматериалы, необходимые для строительства недвижимости. И после всего этого государство снова облагает граждан налогом? А может быть государство преследует другую цель? Освободить в городской черте земли, принадлежащие частным домовладельцам и дачникам, под строительство коммерческих зданий и элитных многоэтажек. Ведь просто так владельцы частных домов и дач не отдадут свои земельные участки. А если же при данном налоге коммерческая стоимость земельных участков поднимется и владельцы дач сами через год их продадут, жильцы частных домовладений согласятся переехать в квартиры. В общем, жить в частном доме в городе станет не выгодно, как и владеть дачей в пригороде города. 

Налог на недвижимость призван решить проблему дефицита местных бюджетов, из которого финансируются такие функциональные виды расходов как организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства, муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного назначения, освещение улиц, парков отдыха и огромное количество других расходов. В планируемом «Едином налоге на недвижимость» предполагается установить универсальный вычет в 55 кв.м. для жилья и 6 соток для земли. Граждане, владеющие недвижимостью и землями, площадь которых превышает эти цифры, обязаны будут уплачивать налог.  

Налогу быть, на это есть политическая воля, как есть, по-видимому, и желание решать связанные с ним проблемы. Задача граждан нашей страны - сделать так, чтобы введение нового налога не стало ещё одним относительно честным способом вымогательства денежных средств.

Просмотров работы: 1