Юридическая неоднозначность правовой формы существования крестьянских (фермерских) хозяйств и приведение с 1 января 2013 года этой формы в соответствие с Гражданским Кодексом РФ, то есть в индивидуальное предпринимательство главы хозяйства, создает сложности в организации учета. Сложности обусловлены тем, что для индивидуального предпринимательства предусмотрено ведение только налогового учета, а в фермерском хозяйстве в связи с наличием многоотраслевого производства существует потребность вести учет внутрихозяйственных движений, взаимоотношений между отраслями, что в свою очередь предполагает возможность более сложных учетных операций.
Прозрачная и доступная информация об экономическом положении КФХ необходима для глав фермерских хозяйств и их бухгалтеров, чтобы иметь возможность анализировать результаты хозяйственно-финансовой деятельности, вовремя выявлять существенные недостатки в процессе ее осуществления и легко устранять их, сопоставлять и анализировать стадии производственного процесса и конечные финансовые результаты в сравнении с другими субъектами аграрного бизнеса. Следовательно, необходима такая единая система учета, которая позволила бы не только сравнивать показатели деятельности КФХ, но и сблизить учет у малых сельских товаропроизводителей и крупных сельскохозяйственных предприятий, сделать его более сопоставимым.
Возможность получать наглядные данные позволит также обратить внимание инвесторов и привлечь их капиталы в сферу вложения средств для развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, достоверное и полное отражение учетных данных представляет интерес для страховых компаний при страховании рисков.
Чтобы у крестьянского хозяйства была возможность вести бухгалтерский учет самостоятельно, необходимо чтобы он был простым и одновременно максимально приближенным к общепринятым стандартам. Особую актуальность это приобретает в связи с приближением перехода учета на Международные стандарты финансовой отчетности. Следовательно, появляется еще одна категория лиц, которым может быть интересна информация о развитии и проблемах фермерских хозяйств - это зарубежные инвесторы.
Учетная деятельность в крестьянском (фермерском) хозяйстве затрагивает в том или ином объеме вопросы состояния и изменения имущества, материалов и продукции, денежных средств и трудовых ресурсов. Объем и степень точности учетной информации во многом определяется целями хозяйствования, объемами производства, производственной необходимостью и экономической целесообразностью [1].
Учет хозяйственных операций призван обеспечить полный объем информации, необходимый для составления не только налоговых деклараций, но и статистической отчетности, поскольку глава хозяйства несет установленную законодательством ответственность за их искажение и непредставление. Следовательно, ведение учета для главы фермерского хозяйства является делом не добровольным, а обязательным и необходимым.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что учет - это неотъемлемая и обязательная функциональная деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, обеспечивающая в то же время контроль производства, наличия и использования материальных, трудовых и денежных средств.
Исходя из условий хозяйствования, КФХ выбирает формы организации и методы ведения бухгалтерского учета. Однако двойственность правового статуса фермерских хозяйств в настоящее время затрудняет установление единых форм и методов ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности для этих хозяйственных формирований. Так, если фермерское хозяйство является юридическим лицом, то согласно статье 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ оно обязано вести учет, руководствуясь положениями настоящего закона, относящимися к деятельности всех коммерческих организаций. Если же глава крестьянского (фермерского) хозяйства является индивидуальным предпринимателем, то учет в хозяйстве можно вести по простой системе, адаптированной к системам налогообложения, предусмотренных главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)», главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения», главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» или общим режимом налогообложения [3].
Требование отдельных налоговых органов о представлении КФХ финансовой отчетности в объеме, предусмотренном для юридических лиц, вряд ли можно считать правомерным [4].
Наряду с формой хозяйствования на организацию учета влияют также размеры производства и вид деятельности. Следует отметить, что на сегодняшний день существуют разнообразные по своей деятельности и составу крестьянские (фермерские) хозяйства: одни занимаются только сельскохозяйственной деятельностью, другие - сочетают ее с иными видами предпринимательской деятельности, кроме того, многие хозяйства используют труд наемных работников, а к некоторым присоединились и другие хозяйства. По организационным формам фермерские хозяйства могут быть односемейными, в виде объединений и ассоциаций, созданных в результате реформирования колхозов и совхозов. Кроме того, в зависимости от числа возделываемых культур и видов выращиваемых животных хозяйства бывают одноотраслевые, многоотраслевые и специализированные. В зависимости от указанных обстоятельств фермерским хозяйствам можно рекомендовать ведение учета по простой или упрощенной двойной системе, используя при этом многие положения бухгалтерского учета, являющиеся общими для всех сельскохозяйственных формирований, независимо от применяемой системы учета (первичные документы, учетная политика и другие).
При ведении бухгалтерского учета в крестьянском хозяйстве должна соблюдаться концепция обособленного хозяйства, т.е. его хозяйственная деятельность должна рассматриваться обособлено от домашнего семейного хозяйства. В бухгалтерском учете должны отражаться только те операции, которые связаны с деятельностью КФХ как обособленной хозяйственной юридической единицы.
Право выбора варианта ведения учета остается за главой хозяйства. Вариант в каждом конкретном случае определяется в зависимости от размера хозяйства, его специализации, экономической целесообразности. Основной проблемой - для фермера является выбор наиболее приемлемого из возможных вариантов ведения учета, а также системы налогообложения и аудита фермерского хозяйства.
Основой учета являются: первичные документы, данные из которых переносятся в бухгалтерские регистры. Важными моментами организации учета в крестьянских хозяйствах являются подбор и ведение учетных регистров. КФХ может использовать общепринятые формы регистров, предусмотренные законодательством; упрощенные формы регистров, предлагаемые рекомендациями различных ведомств; либо разработать формы регистров самостоятельно. .
В крестьянских хозяйствах объем учетной работы намного меньше, чем в крупных сельскохозяйственный предприятиях, но требования к ней не снижаются. Не всякое хозяйство может содержать отдельную, штатную единицу бухгалтера, особенно это относится к микро и малым хозяйствам, поэтому учет должен быть простым, доступным и недорогим [2]. Теоретически для его ведения можно применять типовые формы бухгалтерского учета, утвержденные для сельскохозяйственных организаций или для субъектов малого бизнеса.
Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что все существующие на сегодняшний день методики и рекомендации по ведению учета в КФХ имеют свои особенности и трудности для предпринимателей, которые хотят наладить и вести упрощенный учет своей деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белов Н.Г. О дальнейшем развитии бухгалтерского учета в сельском хозяйстве / Н.Г. Белов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2005. - №1. - С. 31-33.
2. Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях: Учебник для нач. проф. образования / Р.Н. Расторгуева [и др.], под ред. Р.Н. Расторгуевой. - М.: Проф Обр Издат, 2007. - 416 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. ФЗ от 21.04.2011 г. № 77-ФЗ) [Электронный ресурс]. - М., [2011]. - Режим доступа: информационно-правовая справочная система Консультант Плюс.
4. Постникова Л.B. Как организовать учет и отчетность в крестьянском (фермерском) хозяйстве / Л. В.Постникова. - М.: Информагротех, 2007. - 88 с.