ОПТИМИЗАЦИЯ ВЫБОРА МЕТОДОВ ИЗМЕРЕНИЯ, АНАЛИЗА И УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОПТИМИЗАЦИЯ ВЫБОРА МЕТОДОВ ИЗМЕРЕНИЯ, АНАЛИЗА И УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Cоставляющая успеха компании  - эффективное управление процессами [1]. Процесс - совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы [2]. Применим схему Э. Деминга PDCA («Plan-Do-Check-Act») к управлению процессом.

Процесс  решения проблем процесса можно представить с помощью следующей блок-схемы (рис. 2), которая демонстрирует ключевую роль операции выбора методов представления измеренных значений для целей анализа и улучшения [3].

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 обязывает организацию к использованию подходящих методов управления процессами, рекомендуя опираться на базовые статистические методы [4]. На оптимизацию выбора инженеров-менеджеров направлен рекомендательный стандарт, разграничивающий применение методов статистики по основным направлениям функционирования Системы Менеджмента Качества (СМК) предприятия.

«ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005  Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001»  предлагает для измерения, анализа и улучшения деятельности предприятия набор статистических методов,    способствующих повышению эффективности систем менеджмента качества [5].

Таблица 1

Предлагаемые статистические методы для мониторинга и измерения процессов, анализа данных, улучшения и управления производством

№ п/п

№ в соответствии со стандартом

Пункт/подпункт ИСО 9001

Потребность в использовании количественных данных

Статистический метод

1

8.2.3

Мониторинг и измерение процессов

Контролировать и измерять процессы системы менеджмента качества для демонстрации способности процесса достигнуть запланированных результатов

Описательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов

 

2

8.4

Анализ данных

Получить и анализировать данные, чтобы оценить эффективность системы менеджмента качества управления и возможности для усовершенствования в отношении:

c) характеристик и тенденций процессов и продукции, возможности принятия предупреждающих действий

3

8.5.1

Постоянное улучшение

Улучшить систему менеджмента качества на основе использования количественных данных в следующих областях:

Описательная статистика; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов

 

- обеспечение производства и обслуживания

 

4

8.5.2

Корректирующие действия

Анализировать данные, имеющие отношение к несоответствиям, чтобы понять их причину (ы)

 

 

 

Описательная статистика; дизайн; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов

 

5

8.5.3

Предупреждающие действия

Анализировать данные, имеющие отношение к несоблюдениям и потенциальным несоответствиям, чтобы понять их причину(ы)

Очевидно, что стандарт определяет широкие границы допустимых методов. Рассмотрим простую методику оптимизации выбора базового набора статистических инструментов. Смоделируем бизнес-процесс «Оптимизация выбора методов измерения, анализа и улучшения процессов» (рис.3).

Рассмотрим более подробно этапы процесса. Во время разработки политики в области качества на планируемый период, ставятся задачи в области управлении процессами. К каждой из задач подбирается в соответствии с ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 общеизвестные статистические методы, а также методы разработанные самим предприятием.

Общим собранием определяется круг лиц, принимающих решение  в области контроля качества (ЛПР), для которых назначаются весомость мнений (α). Затем все ЛПР расставляют приоритет каждой из задач (t) в соответствии с положением, миссией и стратегией предприятия, а также функциональными обязанностями. В заключении подсчитывается общий приоритет (p). Все данные представляются в виде «Матрицы приоритетов выполнения задач» (табл. 2).

Таблица 2

Матрица приоритетов выполнения задач

            ЛПР

Задачи

ЛПР 1

...

ЛПР n

Приоритет

Задача 1

t11

...

t1n

 

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Задача m

tm1

...

tmn

 

Весомость мнения ЛПР

α1

...

αn

 

«Матрица эффективности подбираемых инструментов» заполняется лицом, проводящим вычислительные и аналитические процедуры на основе опыта применения, вычислительной ёмкости, стоимости того или иного метода. Назначаются веса (h), определяющие наиболее предпочтительный к применению метод.

Таблица 3

Матрица эффективности подбираемых инструментов

              Метод

Задачи

Метод 1

...

Метод k

Проверка

Задача 1

h11

...

h1k

 

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Задача m

hm1

...

hmk

 

Обобщая все результаты, необходимо составить «Матрицу отбора методов» (таблица 4), являющуюся прямым руководством ЛПР, непосредственно отвечающему за реализацию статистических методов, для выбора  наиболее оптимальных инструментов. Критериями выбора являются общая эффективность (R,ед), нормируемая общая эффективность (R´,%), количество решаемых задач для каждого из методов (c). Сравнивая различные комбинации эффективности и результативности (количество решаемых задач), выбирается оптимальный набор инструментов управления процессом.

Таблица 4

Матрица отбора методов

Критерий

отбора

 

Методы

Общая эффективность

Нормируемая общая эффективность

Количество решаемых задач

Метод 1

 

 

c = 0...m

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Метод k

 

 

Необходимо отметить, если количество задач > 5, то при выборе второго и последующих методов для удобства пересматривается критерий количества решаемых задач (вычитаются задачи, которые решены с помощью предыдущего метода).

Рассмотрим методику оптимизации выбора статистических методов на примере ООО «ЛПО «Электроаппарат» г. Липецка, занимающегося выпуском комплектующих для заводов-изготовителей сложной бытовой техники. Контроль качества осуществляется на местах (участках-звеньях технологических процессов).

Выбор базовых инструментов контроля процессов будет пересматриваться наряду с «Политикой в области качества», меняющейся каждые полгода. К лицам, принимающим решения, можно отнести следующих работников предприятия: директор по качеству, начальник ОТК, старший мастер по входному контролю, старший мастер по выходному контролю.

На ежемесячном собрании «День качества» были определены задачи управления процессами, а также весомость мнения каждого из ЛПР, определившего приоритеты всех задач ([1;2)- высокоприоритетный, [2;3) -приоритетный, [3;4) -операционный, [4;5) - низкоприоритеный, 5 -неприоритетный). Итоги представлены в матрице приоритетов выполнения задач (таблица 5). Разброс мнений ЛПР, позволил усреднить приоритеты задач.

Таблица 5

Матрица приоритетов выполнения задач предприятия

            ЛПР

 

Задача

Директор по качеству

Начальник ОТК

Старший мастер по входному контролю

Старший мастер по выходному контролю

Приоритет

Мониторинг и измерение процессов (1)

5

1

5

1

3,85

Анализ характеристик и тенденций процессов и продукции, возможности принятия предупреждающих действий (2)

4

2

4

2

3,57

Осуществление корректирующих действий (3)

3

3

1

3

3,57

Реализация предупреждающих действий (4)

2

4

2

4

3,13

Улучшение системы менеджмента на основе полученных данных (5)

1

5

1

5

2,94

Весомость мнения ЛПР

0,5

0,3

0,1

0,1

 

Матрица эффективности подбираемых инструментов заполняется лицом, выполняющим вычислительные и аналитические процедуры предприятия. Начальник ОТК расставил приоритеты применения методов. По его мнению, задачи (1), (3) эффективнее всего решать с помощью методов описательной статистики, (2) -методами «Анализ возможностей процесса» и «Карты статистического контроля», (4) - «Планирование эксперимента», (5) - «Регрессионный анализ» и «Анализ временных рядов». Для данных методов ставилось значение «веса» >0,1. Если метод не является приоритетным - ставилось значение 0,1. Сумма весов всех методов равна 1.

Таблица 6

Матрица эффективности подбираемых инструментов предприятия

                              Метод

Задача

Описательная статистика

Планирование эксперимента

Проверка гипотез

Измерительный анализ

Анализ возможностей процесса

Регрессионный анализ

Анализ надёжности

Выборочный контроль

Карты статистического контроля

Анализ временных рядов

Проверка

(1)

0,3

0,1

0,1

0,1

0,1

0

0

0,1

0,1

0,1

1

(2)

0,1

0,1

0,1

0,1

0,15

0

0

0,1

0,15

0,1

1

(3)

0,3

0,1

0,1

0

0,1

0,1

0

0,1

0,1

0,1

1

(4)

0,1

0,3

0,1

0

0,1

0,1

0

0,1

0,1

0,1

1

(5)

0,1

0

0

0,1

0,1

0,15

0,1

0,1

0,1

0,15

1

В итоговой матрице (табл.7) для удобства был добавлен столбец «№ приоритет метода».

Таблица 7

Матрица отбора методов

Критерий отбора

 

Методы

Общая эффективность

Нормируемая общая эффективность, %

№ приоритета

Количество решаемых задач

Описательная статистика

3,19

19,44

1

5

Планирование эксперимента

2,04

12,41

2

4

Проверка гипотез

1,41

8,6

6

4

Измерительный анализ

1,04

6,31

7

3

Анализ возможностей процесса

1,88

11,49

3

5

Регрессионный анализ

1,11

6,77

8

3

Анализ надёжности

0,29

1,79

9

1

Выборочный контроль

1,71

10,4

5

5

Карты статистического контроля

1,88

11,49

3

5

Анализ временных рядов

1,85

11,29

4

5

Согласно данной таблице необходимо взять за базовые методы описательной статистики. В отдельных случаях следует применять «Методы планирование экспериментов», «Анализ возможностей процесса», «Карты статистического контроля», «Анализ временных рядов».

Полученные результаты несложно представить графически с использованием концепции формирования «Матрицы приоритетов» [6].

Методика оптимизации выбора статистических инструментов усовершенствует не только выбор статистических инструментов, но и детализирует задачи, разграничивает функциональные обязанности. Результат применения методики помогает выбрать наиболее предпочтительные методы по эффективности и результативности, повысить управляемость процесса, с большей надежностью решить проблемы предприятия. Дальнейшее исследование следует направить на формализацию присвоения «весомости» методам, а также на оптимизацию количества выбираемых базовых инструментов контроля.

Библиографический список

  1. Харрингтон Дж., Создание организационного совершенства [Текст]/Дж. Харингтон//Компетентность. - 2008, №7 - с.32-40
  2. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
  3. Николаева Э.К., Семь инструментов качества в японской экономике [Текст]: учебник/Э.К.Николаева - М: Издательство стандартов.- 1990 - 88 с.
  4. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования
  5. ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 - Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001
  6. Кузьмин А.М., Матрица приоритетов [Текст] /А.М.Кузьмин//Методы менеджмента качества.- 2006, №10 - с.60
Просмотров работы: 13