История канис-терапии уходит корнями в 1790 год, когда в английском графстве Йоркшир было создано Общество друзей, основавших больницу для душевнобольных. Основатель больницы Уильям Тьюк и его сподвижники заменили традиционный для того времени метод лечения душевнобольных при помощи смирительных рубашек и лекарств на христианские принципы сострадания, любви, понимания и доверия, в лечении стали применять собак. Врачи больницы отмечали положительное влияние животных на больных, у них снизилась агрессия и частота приступов.
Концепция терапии была сформулирована детским психиатром из США Борисом Левинсоном в 1960-х годах, когда американский врач Борис Левинсон впервые заметил, что пациенты легче идут на контакт, если в кабинете находится его любимец-ретривер. С тех пор этот метод получил достаточно широкое распространение на Западе.
Реабилитация - самое развитое на сегодня приложение канис-терапии. Собак приводят в качестве «доктора» в детские дома, дома инвалидов, дома престарелых; стационарные, лечебные, реабилитационные и оздоровительные учреждения, и, путем контакта пациентов с собаками, игр, специальных процедур и упражнений добиваются порой значительного положительного эффекта. Терапия применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт, помогает развитию эмоциональных, умственных способностей, а также развитию двигательных функций. Канис-терапию применяют для улучшения состояния детей больных аутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом (ДЦП), страдающих олигофренией, у детей улучшается координация движений, уменьшается спастика, улучшается память.
Принцип лечебной кинологии с больными детьми основан на том, что занятия проходят в игровой форме и эффект достигается ненавязчиво. В зависимости от диагноза инструкторы подбирают специальную систему упражнений. Детей с нарушениями слуха и речи учат произносить слова, в присутствии животных у них сильнее мотивация. Для детей с ДЦП, чтобы развить двигательные функции рук и ног, предлагают выполнить определенные движения.
Для канис-терапии подходит далеко не всякая собака. Они дружелюбны, но дружелюбие собаки-терапевта не должно быть навязчивым. Они послушны, но требуется ещё и личная инициатива животного, его желание работать, его стремление быть полезным. Они уравновешенны, но флегматики тут не приветствуются. Они должны быть совершенно лояльны по отношению к другим животным, безразличны в отношении всевозможных посторонних звуков, они должны уметь концентрировать своё внимание лишь на опекаемом объекте. Уметь быть подушкой, клоуном, извозчиком, поводырём, нянькой, массовиком-затейником - кем угодно в зависимости от обстоятельств. Главное - быть выносливым, сообразительным и бескрайне терпеливым. Собаки, предполагаемые терапевты, проходят всестороннюю проверку, отобранные проходят дрессировку по общему (дисциплинарному) и специальному курсу. На данный момент некоторые организации используют принятые в Америке тесты для первоначальной оценки пригодности собак к канис-терапии со взрослыми людьми, находящимися в больницах, однако, для работы с детьми требования должны быть на порядок выше и жёстче.
Распространение и развитие лечебной кинологии в мире. В ряде государств, например, в Норвегии, подготовкой собак-терапевтов занимаются государственные учреждения, в других - благотворительные общества, фонды, приюты, частные инициаторы. Польское общество канис-терапии, международная организация терапии животными в США.
В России только начинают разрабатываться методики канис-терапии. Это связано как с относительной новизной вопроса, так и с тем, что, в отличие от зарубежных коллег, российским канис-терапевтам приходится иметь дело с очень разными группами заболеваний, в основном требующих индивидуального подхода, что значительно затрудняет разработку общих методик. Кроме того, пока не существует единой концепции и стандарта подготовки собак для терапии, оценка подготовки которых часто субъективна и не соответствует требованиям, которые предъявляются к собакам при проведении занятий с особыми детьми.
Канис-терапия, или лечение при помощи собаки, приобретает в России все большую популярность. В настоящее время действуют фонд «Ордынцы», группа «Солнечный пес», учебно-кинологический центр «Собаки - помощники инвалидов» в Москве. В Санкт-Петербурге разработана программа «Петербургская зоотерапия». В Тверской области занимается канис-терапией Центр Ездового Собаководства «Чу». В Казани в клубе любителей животных «Фауна». В Мурманске клуб «Надежда».
Занятия по канис-терапии предполагают тесный тактильный и эмоциональный контакт ребенка с собакой, серьезную психическую и физическую нагрузку на животного. Российским канис-терапевтам приходится иметь дело с очень разными группами заболеваний, в основном требующих индивидуального медицинского подхода к каждому ребенку. Благодаря канис-терапии дети с различными нарушениями нервной системы и опорно-двигательного аппарата быстрее социализируются и начинают лучше ориентироваться в окружающем их мире.
Считаем, что данный вопрос помощи инвалидам, особенно детям, с помощью собак является актуальным, и необходима реальная помощь со стороны правительства РФ для открытия центров канис-терапии и развития данного направления в регионах.
Рекомендуемая литература.