РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Степень развития психоэмоциональной сферы и физического здоровья определяют в ребенке его готовность вступать в контакт с людьми, приобретать новый жизненный опыт, навыки самоконтроля в поведении и общении. Эмоциональная сфера умственно отсталого ребенка определяет уровень его «человечности» - способность чувствовать и воспринимать другого человека, его переживания, адекватно реагировать на происходящее. Актуальным становится изучение причин и условий умственной отсталости, методов ее ранней диагностики и коррекции. Однако особое значение должно придаваться не только развитию интеллектуальных навыков умственно отсталого ребенка, но и развитию психоэмоциональной сферы личности и их физического здоровья [1,3].

Цель исследования: выявить корреляционную связь уровня развития психических процессов и состояния физического здоровья детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Объект исследования: физическое здоровье и психические процессы детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Предмет исследования: взаимосвязь уровня развития психических процессов и состояния физического здоровья детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты развития уровня физического здоровья и психических процессов детей с умственной отсталостью в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
  2. Выявить уровень развития психических процессов и физического здоровья детей с легкой умственной отсталостью.
  3. Экспериментально обосновать корреляционную связь уровня развития психических процессов и состояния физического здоровья детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Основой нашего эксперимента явилось оценка развития психических процессов и координации детей с легкой умственной отсталостью. В эксперименте приняло участие 11 мальчиков и 4 девочки 3 классов. Для оценки исследуемых показателей мы использовали экспресс - методику С.Д. Полякова [2] и компьютерную программу Нейрософт «Психотест», которая предназначена для комплексного контроля статусных и функциональных ха­рактеристик центральной нервной системы по результатам психологических и психофи­зиологических тестов.

В начале нашего исследования мы провели диагностический тест «Память на образы», который характеризует одну из важных психических функций - память (табл. 1). В нашем случае было выявлено 100 % детей с низким уровнем развития данной функции. Аналогичная ситуация наблюдается и при исследовании показателей внимания и мышления. Из всей выборки испытуемых отмечается низкий и очень низкий уровень данных функций соответственно.

На наш взгляд данная ситуация вызывает опасение в связи с поломкой взаимосвязи второй и первой сигнальной систем. Вторая сигнальная система возникает на основе первой сигнальной системы и без нее существовать не может. Она действует только с первой сигнальной системой. Во взаимодействии они представляют физиологический механизм высшего, абстрактного мышления человека и его сознания (восприятие, память, воображение, привычки).

Участие второй сигнальной системы в этих психологических процессах делает их сознательными. Поэтому показатели нашего исследования и подтверждают исследования многих авторов о том, что при нарушении речи у этих детей есть отставания и в развитии психических функций. Поэтому существует необходимость пересмотреть методику проведения занятий с учетом развития основных психических процессов.

 

Таблица 1

Показатели развития психических процессов и  контактной координациометрии по профилю детей с легкой умственной отсталостью

п/п

 

Показатели

Внимания

Мышления

Память

на образы

Время тестирования/

cек

Кол-во касаний

Общее время касаний/сек

Кол-во касаний/cек

Тремор

Время касаний/сек

Качество

сек

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

1.

68

низкий

8

очень низкий

0

низкий

0,24

68

2,83

5,80

высокий

0,28

хорошее

2.

92

низкий

6

очень низкий

0

низкий

0,25

79

2,40

3,20

высокий

0,10

очень

высокое

3.

115

низкий

8

очень низкий

0

низкий

0,12

78

4,45

6,47

высокий

0,37

низкое

4.

87

низкий

6

очень низкий

0

низкий

0,24

68

2,83

2,86

высокий

0,12

хорошее

5.

80

низкий

4

очень низкий

0

низкий

0,26

70

4,25

2,64

высокий

0,16

хорошее

6.

98

низкий

5

очень низкий

0

низкий

0,25

45

2,03

1,83

высокий

0,08

очень

высокое

7.

80

низкий

8

очень низкий

0

низкий

0,13

17

2,40

5,30

высокий

0,18

хорошее

8.

96

низкий

6

очень низкий

0

низкий

0,15

90

4,80

6,02

высокий

0,32

низкое

9.

158

низкий

6

очень низкий

0

низкий

0,16

92

4,64

5,80

высокий

0,29

хорошее

10.

95

низкий

5

очень низкий

0

низкий

0,21

131

9,06

6,11

высокий

0,42

низкое

11.

97

низкий

4

очень низкий

0

низкий

0,9

89

3,84

10,28

высокий

0,44

низкое

12.

71

низкий

6

очень низкая

0

низкий

0,10

67

1,52

6,52

высокий

0,15

хорошее

13.

82

низкий

8

очень низкая

0

низкий

0,18

47

4,51

2,56

высокий

0,25

хорошее

14.

74

низкий

9

очень низкая

0

низкий

0,14

50

3,82

4,53

высокий

0,23

хорошее

15.

63

низкий

7

очень низкий

0

низкий

0,11

90

5,08

8,53

высокий

0,48

низкий

М

90,4

низкий

6,4

очень низкий

0

низкий

0,2

72,1

3,9

5,2

высокий

0,3

-

27,4

-

1,4

-

0

-

0,2

32,9

2,2

2,4

-

0,1

-

m

7,32

-

0,39

-

0

-

0,06

8,78

0,58

0,65

-

0,03

-

Уро-вень

 

100 % - низкий

 

100 % - очень низкий

 

100 % - низкий

 

 

 

 

100 % - высокий

53 % - хорошее

14 % - очень

высокое

33 % - низкое

Следующими показателями нашего исследования явились результаты контактной координациометрии по профилю, которые позволяют определить качество координации движений и способность к их произвольной регуляции.

Показатель контактной координациометрии имеет диагностическое значение для оценки уровня вегетативной возбудимости и реактивности нервных процессов, которые необходимо развивать у детей с умственной отсталостью (табл. 1).

Наше внимание привлекли следующие параметры: время тестирования, количество касаний (в секунду), общее время касаний щупом краев отверстия, количество касаний (количество раз), время касаний в секунду.

 Из таблицы мы видим, что показатель тремора в 100 % случаев находится на высоком уровне, что не адекватно характеризует координационные способности. Однако по показателю времени касания качество выполнения теста контактной координациометрии оценивается в: 53 % случаях - хорошее, 14 % - очень высокое, 33 % - низкое.

Таким образом, констатируем, что исследуемые показатели не отвечают требованиям, которые должны предъявляться данной категории детей, и требует доработки и внедрения методики коррекции психических функций в специализированном (коррекционном) общеобразовательном учреждении.

Следующим этапом нашего эксперимента в подкреплении предшествующих результатов явилась оценка физического здоровья детей с умственной отсталостью. Для вычисления и получения индексов мы определяли ряд известных и широко применяемых в практике показателей: длина и масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), вре­мя задержки дыхания на обычном вдохе (проба Штанге), фун­кциональная проба Руфье - 30 приседаний за 45 с, количество переходов (сгибаний) из положения лежа на спине с фиксаци­ей ног в положение сидя без помощи рук за 60 с. Проведя эти простые и легкодоступные исследования, мы осу­ществили вычисления всех 5 индексов, которые показали,  что уровень физического здоровья находится на низком и ниже среднего уровне.

Таким образом, мы выяснили, что в 100 % случаях отмечается низкий уровень развития психических процессов, координации и физического здоровья детей с легкой умственной отсталостью. Экспериментально доказано, что ситуация с низким уровнем развития психических процессов, координации и физического здоровья детей с легкой умственной отсталостью специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида требует пересмотра, в частности в совершенствовании методики построения занятий.

Далее нами изучалась взаимосвязь уровня физического здоровья и психических процессов детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, с помощью показателей ранговой корреляции Спирмена - мера зависимости случайных признаков, основанная на ранжировании независимых результатов наблюдения [4].

Чтобы выяснить, существует ли связь между двумя признаками, в нашем случае влияние уровня развития психических процессов и состояния физического здоровья, нужно ранжировать их значения и посмотреть, как они располагаются по отношению друг к другу. Если возрастающим значением одного признака соответствуют однохарактерные значения другого признака, то между ними налицо положительная связь. В случае, когда при возрастании одного признака значение другого последовательно убывает, то это свидетельствует о наличии отрицательной связи между ними (табл. 2,3).

Таблица 2 Определение коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Испытуемые           

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Физическое

здоровье (А)

12

15

11

14

6

14

13

15

11

14

16

9

13

14

13

Мышление (Б)

8

6

8

6

4

5

8

6

6

5

4

6

8

9

7

Таким образом, из таблицы 3 видно, что rs факт = 0,505, а rs крит = 0,514, т.е. вычисленный нами коэффициент не превышает критическое значение  при уровне значимости 0,05. Следовательно, проявление связи между физическим здоровьем и психическим процессом мышление можно считать не достоверным. В данном случае не достоверность  результатов связана с малой выборкой детей.

 

Таблица 3 Определение коэффициента ранговой корреляции  физического здоровья и мышления (n = 16)

Испытуемые

Ряды измерений

Ранговые числа

Разность файлов

d2

rs факт

rs крит

Р

А

Б

А1

Б1

d =A1 - Б1

d2

 

 

 

 

 

 

 

843

 

 

 

 

 

 

 

0,505

 

 

 

 

 

 

 

0,514

 

 

 

 

 

 

 

 >0,05

1

16

4

1

19,5

-18,5

342,25

2

15

6

2

9

-7

49

3

15

6

3

9

-6

36

4

14

6

4

9

-5

25

5

14

5

5

12,5

-7,5

56,25

6

14

5

6

12,5

-6,5

42,25

7

14

9

7

1

6

36

8

13

8

8

3,5

4,5

20,25

9

13

8

9

3,5

5,5

30,25

10

13

7

10

6

4

16

11

12

8

11

3,5

7,5

56,25

12

11

8

12

3,5

8,5

72,25

13

11

6

13

9

4

16

14

9

6

14

9

5

25

15

6

4

15

19,5

-4,5

20,25

Так как из таблицы видно, что показатели мышления и физического здоровья находятся в близкой взаимосвязи, т.к. расхождение между ними не большое. Отсюда следует, что физическое здоровье может быть напрямую зависимо от психического процесса - мышление.

Следующим этапом было определение коэффициента ранговой корреляции физического здоровья и внимания (табл.4,5).

Таблица 4 Определение коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Испытуемые       

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Физическое

здоровье (А)

12

15

11

14

6

14

13

15

11

14

16

9

13

14

13

Внимание (Б)

68

92

115

87

80

98

80

96

158

95

97

71

82

74

63

 

Таблица 5 Определение коэффициента ранговой корреляции физического здоровья и внимания n = 15

Испытуемые

Ряды измерений

Ранговые числа

Разность файлов

d2

rs факт

 

rs крит

 

Р

А

Б

А1

Б1

d =A1 - Б1

d2

 

 

 

 

 

 

 

393,5

 

 

 

 

 

 

 

0,298

 

 

 

 

 

 

 

0,514

 

 

 

 

 

 

 

>0,05

 

1

16

97

1

4

-3

9

2

15

92

2

7

-5

25

3

15

96

3

5

-2

4

4

14

87

4

8

-4

16

5

14

98

5

3

-2

4

6

14

95

6

6

0

0

7

14

74

7

12

-5

25

8

13

80

8

10,5

-2,5

6,25

9

13

82

9

9

0

0

10

13

63

10

15

-5

25

11

12

68

11

14

-3

9

12

11

115

12

2

10

100

13

11

158

13

1

12

144

14

9

71

14

13

1

1

15

6

80

15

10,5

-4,5

20,25

Из таблицы 5 видно rs факт = 0,298, а rs крит = 0,514.

Статистически обработав информацию мы получили, что Р > 0,05 т.е. корреляционная связь была не выявлена между этими показателями. В данном случае проявление связи между физическим здоровьем и психическим процессом внимание можно считать не достоверным.

Таким образом, проведенная нами взаимосвязь между физическим здоровьем  и психическими процессами - внимание и мышление является не достоверной. Следовательно, недостаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что физическое здоровье напрямую зависит от развития психических процессов. Но из таблицы 3 видно, что показатели мышления и физического здоровья находятся в близкой взаимосвязи, т.к. расхождение между ними не большое. Отсюда следует, что физическое здоровье может быть взаимосвязано с  психическим процессом - мышление, при наибольшей выборке испытуемых.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Катаева, А.Р. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.Р. Катаева, Е.А. Стребелева. - М. : Просвещение, 1988. - 141 с.
  2. Поляков, С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников [Текст] / С.Д. Поляков. - М., 2006. - 96 с.
  3. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие [Текст] / Под ред. Л.В. Шапковой. - М. : Советский спорт, 2004.- 464 с.
  4. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М. : Издательский центр «Академия», 2001.- 264 с.
Просмотров работы: 22