Цель исследования: выявить корреляционную связь уровня развития психических процессов и состояния физического здоровья детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Объект исследования: физическое здоровье и психические процессы детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Предмет исследования: взаимосвязь уровня развития психических процессов и состояния физического здоровья детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Задачи исследования:
Основой нашего эксперимента явилось оценка развития психических процессов и координации детей с легкой умственной отсталостью. В эксперименте приняло участие 11 мальчиков и 4 девочки 3 классов. Для оценки исследуемых показателей мы использовали экспресс - методику С.Д. Полякова [2] и компьютерную программу Нейрософт «Психотест», которая предназначена для комплексного контроля статусных и функциональных характеристик центральной нервной системы по результатам психологических и психофизиологических тестов.
В начале нашего исследования мы провели диагностический тест «Память на образы», который характеризует одну из важных психических функций - память (табл. 1). В нашем случае было выявлено 100 % детей с низким уровнем развития данной функции. Аналогичная ситуация наблюдается и при исследовании показателей внимания и мышления. Из всей выборки испытуемых отмечается низкий и очень низкий уровень данных функций соответственно.
На наш взгляд данная ситуация вызывает опасение в связи с поломкой взаимосвязи второй и первой сигнальной систем. Вторая сигнальная система возникает на основе первой сигнальной системы и без нее существовать не может. Она действует только с первой сигнальной системой. Во взаимодействии они представляют физиологический механизм высшего, абстрактного мышления человека и его сознания (восприятие, память, воображение, привычки).
Участие второй сигнальной системы в этих психологических процессах делает их сознательными. Поэтому показатели нашего исследования и подтверждают исследования многих авторов о том, что при нарушении речи у этих детей есть отставания и в развитии психических функций. Поэтому существует необходимость пересмотреть методику проведения занятий с учетом развития основных психических процессов.
Таблица 1 Показатели развития психических процессов и контактной координациометрии по профилю детей с легкой умственной отсталостью |
|||||||||||||
№ п/п
|
Показатели |
||||||||||||
Внимания |
Мышления |
Память на образы |
Время тестирования/ cек |
Кол-во касаний |
Общее время касаний/сек |
Кол-во касаний/cек |
Тремор |
Время касаний/сек |
Качество |
||||
сек |
уровень |
баллы |
уровень |
баллы |
уровень |
||||||||
1. |
68 |
низкий |
8 |
очень низкий |
0 |
низкий |
0,24 |
68 |
2,83 |
5,80 |
высокий |
0,28 |
хорошее |
2. |
92 |
низкий |
6 |
очень низкий |
0 |
низкий |
0,25 |
79 |
2,40 |
3,20 |
высокий |
0,10 |
очень высокое |
3. |
115 |
низкий |
8 |
очень низкий |
0 |
низкий |
0,12 |
78 |
4,45 |
6,47 |
высокий |
0,37 |
низкое |
4. |
87 |
низкий |
6 |
очень низкий |
0 |
низкий |
0,24 |
68 |
2,83 |
2,86 |
высокий |
0,12 |
хорошее |
5. |
80 |
низкий |
4 |
очень низкий |
0 |
низкий |
0,26 |
70 |
4,25 |
2,64 |
высокий |
0,16 |
хорошее |
6. |
98 |
низкий |
5 |
очень низкий |
0 |
низкий |
0,25 |
45 |
2,03 |
1,83 |
высокий |
0,08 |
очень высокое |
7. |
80 |
низкий |
8 |
очень низкий |
0 |
низкий |
0,13 |
17 |
2,40 |
5,30 |
высокий |
0,18 |
хорошее |
8. |
96 |
низкий |
6 |
очень низкий |
0 |
низкий |
0,15 |
90 |
4,80 |
6,02 |
высокий |
0,32 |
низкое |
9. |
158 |
низкий |
6 |
очень низкий |
0 |
низкий |
0,16 |
92 |
4,64 |
5,80 |
высокий |
0,29 |
хорошее |
10. |
95 |
низкий |
5 |
очень низкий |
0 |
низкий |
0,21 |
131 |
9,06 |
6,11 |
высокий |
0,42 |
низкое |
11. |
97 |
низкий |
4 |
очень низкий |
0 |
низкий |
0,9 |
89 |
3,84 |
10,28 |
высокий |
0,44 |
низкое |
12. |
71 |
низкий |
6 |
очень низкая |
0 |
низкий |
0,10 |
67 |
1,52 |
6,52 |
высокий |
0,15 |
хорошее |
13. |
82 |
низкий |
8 |
очень низкая |
0 |
низкий |
0,18 |
47 |
4,51 |
2,56 |
высокий |
0,25 |
хорошее |
14. |
74 |
низкий |
9 |
очень низкая |
0 |
низкий |
0,14 |
50 |
3,82 |
4,53 |
высокий |
0,23 |
хорошее |
15. |
63 |
низкий |
7 |
очень низкий |
0 |
низкий |
0,11 |
90 |
5,08 |
8,53 |
высокий |
0,48 |
низкий |
М |
90,4 |
низкий |
6,4 |
очень низкий |
0 |
низкий |
0,2 |
72,1 |
3,9 |
5,2 |
высокий |
0,3 |
- |
ᵟ |
27,4 |
- |
1,4 |
- |
0 |
- |
0,2 |
32,9 |
2,2 |
2,4 |
- |
0,1 |
- |
m |
7,32 |
- |
0,39 |
- |
0 |
- |
0,06 |
8,78 |
0,58 |
0,65 |
- |
0,03 |
- |
Уро-вень |
|
100 % - низкий |
|
100 % - очень низкий |
|
100 % - низкий |
|
|
|
|
100 % - высокий |
53 % - хорошее 14 % - очень высокое 33 % - низкое |
Следующими показателями нашего исследования явились результаты контактной координациометрии по профилю, которые позволяют определить качество координации движений и способность к их произвольной регуляции.
Показатель контактной координациометрии имеет диагностическое значение для оценки уровня вегетативной возбудимости и реактивности нервных процессов, которые необходимо развивать у детей с умственной отсталостью (табл. 1).
Наше внимание привлекли следующие параметры: время тестирования, количество касаний (в секунду), общее время касаний щупом краев отверстия, количество касаний (количество раз), время касаний в секунду.
Из таблицы мы видим, что показатель тремора в 100 % случаев находится на высоком уровне, что не адекватно характеризует координационные способности. Однако по показателю времени касания качество выполнения теста контактной координациометрии оценивается в: 53 % случаях - хорошее, 14 % - очень высокое, 33 % - низкое.
Таким образом, констатируем, что исследуемые показатели не отвечают требованиям, которые должны предъявляться данной категории детей, и требует доработки и внедрения методики коррекции психических функций в специализированном (коррекционном) общеобразовательном учреждении.
Следующим этапом нашего эксперимента в подкреплении предшествующих результатов явилась оценка физического здоровья детей с умственной отсталостью. Для вычисления и получения индексов мы определяли ряд известных и широко применяемых в практике показателей: длина и масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), время задержки дыхания на обычном вдохе (проба Штанге), функциональная проба Руфье - 30 приседаний за 45 с, количество переходов (сгибаний) из положения лежа на спине с фиксацией ног в положение сидя без помощи рук за 60 с. Проведя эти простые и легкодоступные исследования, мы осуществили вычисления всех 5 индексов, которые показали, что уровень физического здоровья находится на низком и ниже среднего уровне.
Таким образом, мы выяснили, что в 100 % случаях отмечается низкий уровень развития психических процессов, координации и физического здоровья детей с легкой умственной отсталостью. Экспериментально доказано, что ситуация с низким уровнем развития психических процессов, координации и физического здоровья детей с легкой умственной отсталостью специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида требует пересмотра, в частности в совершенствовании методики построения занятий.
Далее нами изучалась взаимосвязь уровня физического здоровья и психических процессов детей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, с помощью показателей ранговой корреляции Спирмена - мера зависимости случайных признаков, основанная на ранжировании независимых результатов наблюдения [4].
Чтобы выяснить, существует ли связь между двумя признаками, в нашем случае влияние уровня развития психических процессов и состояния физического здоровья, нужно ранжировать их значения и посмотреть, как они располагаются по отношению друг к другу. Если возрастающим значением одного признака соответствуют однохарактерные значения другого признака, то между ними налицо положительная связь. В случае, когда при возрастании одного признака значение другого последовательно убывает, то это свидетельствует о наличии отрицательной связи между ними (табл. 2,3).
Таблица 2 Определение коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Испытуемые |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Физическое здоровье (А) |
12 |
15 |
11 |
14 |
6 |
14 |
13 |
15 |
11 |
14 |
16 |
9 |
13 |
14 |
13 |
Мышление (Б) |
8 |
6 |
8 |
6 |
4 |
5 |
8 |
6 |
6 |
5 |
4 |
6 |
8 |
9 |
7 |
Таким образом, из таблицы 3 видно, что rs факт = 0,505, а rs крит = 0,514, т.е. вычисленный нами коэффициент не превышает критическое значение при уровне значимости 0,05. Следовательно, проявление связи между физическим здоровьем и психическим процессом мышление можно считать не достоверным. В данном случае не достоверность результатов связана с малой выборкой детей.
Таблица 3 Определение коэффициента ранговой корреляции физического здоровья и мышления (n = 16)
Испытуемые |
Ряды измерений |
Ранговые числа |
Разность файлов |
∑d2 |
rs факт |
rs крит |
Р |
|||
А |
Б |
А1 |
Б1 |
d =A1 - Б1 |
d2 |
843 |
0,505 |
0,514 |
>0,05 |
|
1 |
16 |
4 |
1 |
19,5 |
-18,5 |
342,25 |
||||
2 |
15 |
6 |
2 |
9 |
-7 |
49 |
||||
3 |
15 |
6 |
3 |
9 |
-6 |
36 |
||||
4 |
14 |
6 |
4 |
9 |
-5 |
25 |
||||
5 |
14 |
5 |
5 |
12,5 |
-7,5 |
56,25 |
||||
6 |
14 |
5 |
6 |
12,5 |
-6,5 |
42,25 |
||||
7 |
14 |
9 |
7 |
1 |
6 |
36 |
||||
8 |
13 |
8 |
8 |
3,5 |
4,5 |
20,25 |
||||
9 |
13 |
8 |
9 |
3,5 |
5,5 |
30,25 |
||||
10 |
13 |
7 |
10 |
6 |
4 |
16 |
||||
11 |
12 |
8 |
11 |
3,5 |
7,5 |
56,25 |
||||
12 |
11 |
8 |
12 |
3,5 |
8,5 |
72,25 |
||||
13 |
11 |
6 |
13 |
9 |
4 |
16 |
||||
14 |
9 |
6 |
14 |
9 |
5 |
25 |
||||
15 |
6 |
4 |
15 |
19,5 |
-4,5 |
20,25 |
Так как из таблицы видно, что показатели мышления и физического здоровья находятся в близкой взаимосвязи, т.к. расхождение между ними не большое. Отсюда следует, что физическое здоровье может быть напрямую зависимо от психического процесса - мышление.
Следующим этапом было определение коэффициента ранговой корреляции физического здоровья и внимания (табл.4,5).
Таблица 4 Определение коэффициента ранговой корреляции Спирмена
Испытуемые |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Физическое здоровье (А) |
12 |
15 |
11 |
14 |
6 |
14 |
13 |
15 |
11 |
14 |
16 |
9 |
13 |
14 |
13 |
Внимание (Б) |
68 |
92 |
115 |
87 |
80 |
98 |
80 |
96 |
158 |
95 |
97 |
71 |
82 |
74 |
63 |
Таблица 5 Определение коэффициента ранговой корреляции физического здоровья и внимания n = 15
Испытуемые |
Ряды измерений |
Ранговые числа |
Разность файлов |
∑d2 |
rs факт
|
rs крит
|
Р |
|||
А |
Б |
А1 |
Б1 |
d =A1 - Б1 |
d2 |
393,5 |
0,298 |
0,514 |
>0,05
|
|
1 |
16 |
97 |
1 |
4 |
-3 |
9 |
||||
2 |
15 |
92 |
2 |
7 |
-5 |
25 |
||||
3 |
15 |
96 |
3 |
5 |
-2 |
4 |
||||
4 |
14 |
87 |
4 |
8 |
-4 |
16 |
||||
5 |
14 |
98 |
5 |
3 |
-2 |
4 |
||||
6 |
14 |
95 |
6 |
6 |
0 |
0 |
||||
7 |
14 |
74 |
7 |
12 |
-5 |
25 |
||||
8 |
13 |
80 |
8 |
10,5 |
-2,5 |
6,25 |
||||
9 |
13 |
82 |
9 |
9 |
0 |
0 |
||||
10 |
13 |
63 |
10 |
15 |
-5 |
25 |
||||
11 |
12 |
68 |
11 |
14 |
-3 |
9 |
||||
12 |
11 |
115 |
12 |
2 |
10 |
100 |
||||
13 |
11 |
158 |
13 |
1 |
12 |
144 |
||||
14 |
9 |
71 |
14 |
13 |
1 |
1 |
||||
15 |
6 |
80 |
15 |
10,5 |
-4,5 |
20,25 |
Из таблицы 5 видно rs факт = 0,298, а rs крит = 0,514.
Статистически обработав информацию мы получили, что Р > 0,05 т.е. корреляционная связь была не выявлена между этими показателями. В данном случае проявление связи между физическим здоровьем и психическим процессом внимание можно считать не достоверным.
Таким образом, проведенная нами взаимосвязь между физическим здоровьем и психическими процессами - внимание и мышление является не достоверной. Следовательно, недостаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что физическое здоровье напрямую зависит от развития психических процессов. Но из таблицы 3 видно, что показатели мышления и физического здоровья находятся в близкой взаимосвязи, т.к. расхождение между ними не большое. Отсюда следует, что физическое здоровье может быть взаимосвязано с психическим процессом - мышление, при наибольшей выборке испытуемых.
ЛИТЕРАТУРА