ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Россия - полиэтническое государство, которое нельзя представить без множества самобытных этнических групп. Одна из задач, стоящих перед российским обществом, состоит в  освоении и сохранении национально-культурного своеобразия различных регионов, богатства существующих в нашей стране культур. Проблема этнокультурного развития сложная и многосоставная, многие понятия этнокультурной проблематики недостаточно разработаны.

Ключевая проблема этнокультурного образования - формирование этнокультурной осведомленности. Сегодня этнокультурная осведомленность молодежи формируется в крайне неблагоприятных условиях. В полиэтническом пространстве России уходят из быта этнокультурные традиции, произведения фольклора, язык. Проблемы знания и понимания культуры своего и других этносов, проживающих в одном геоисторическом пространстве стоят перед каждым народом, так как, в первом случае это обеспечивает сохранение самобытности совей культуры, а во втором - создает условие для взаимного мирного сосуществования и взаимообогащения представителей различных этносов.

Под этнокультурной осведомленностью следует понимать, в одной стороны, степень представленности в сознании  индивида знаний о культуре, традициях как своего, так и других народов, проживающих на одном геоисторическом пространстве; с другой стороны - знание об этноинтегрирующих и этнодифференцирующих особенностях своего этноса с родственными и другими культурами, понимание существования и развития этнического многообразия мира с  формированием  позитивного к нему отношения. Анализируя работы, посвященные рассматриваемой проблеме мы выявили, что понятие «этнокультурная осведомленность» включает в себя и этническую идентичность, являясь ее когнитивным компонентом, и этническое сознание и самосознание (понимание своего этноса и самоидентификация), которые  вместе с этнической толерантностью образуют этническую компетентность личности.

Этническая осведомленность формируется на последних этапах развития этнической идентичности (10-11 лет), возрастает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей.

Этнокультурная осведомленность выражается в познавательной, эмоциональной и прочих формах. Познавательная сторона включает в себя,  осознание человеком  своей этнической принадлежности, знания о традициях и обычаях как своего, так о других этнокультурах, осознание им своего социального положения; осознание санкционированных этнической общностью норм-моделей поведения, осознание своих жизненных интересов и насущных потребностей. Эмоциональная сторона этнокультурной осведомленности включает чувство национальной гордости, патриотизм, чувство собственного достоинства за вклад в приумножение богатства своей страны.

Этнокультурная осведомленность, на наш взгляд, является одним из факторов эффективного общения и взаимодействия личности, уровень осведомленности определяет толерантное или интолерантное отношение к представителям различных этнических групп,  становление различных форм межличностного  взаимодействия людей.

Выделяют несколько видов (стратегий) межличностного общения и взаимодействия в поликультурном пространстве.

Стратегия равностатусного межэтнического взаимодействия состоит в установлении эффективного взаимодействия между представителями этнических групп при сохранении своих основных этнических черт,  индивидуальности, особенностей культуры.

Стратегия адаптации предполагает интериоризацию личностью ценностей культуры другого этноса в качестве установок деятельности при сохранении собственной этнической идентичности.

Стратегия дискриминации проявляется в  негативном поведении по отношению к представителям иных этнических групп,  ограничении их прав и свобод.

Стратегия этноизоляции проявляется в ограничении контактов с представителями других этнических групп, стремлении к образованию однонациональной среды обитания.

Стратегия маргинализации характерна для людей, испытывающих сомнения по поводу своей национальной принадлежности, в результате они не овладевают в должной мере нормами, ценностями и культурой какого бы то ни было народа.

Таким образом, этнокультурная осведомленность как социально-педагогический феномен, является одним из основных факторов эффективного межэтнического общения и взаимодействия, влияет на процессы успешной адаптации, а затем и интеграции индивида в полиэтничное общество.

Просмотров работы: 37