Сегодня много говорится о создании в Китае общепринятой системы ценностей. Такой системы, с точки зрения Ху Цзиньтао, к началу двадцать первого века в стране не оказалось. В сложившихся условиях предлагается принятие в качестве составных частей этой системы таких постулатов как мысль о гармонии общества, мысль о нравственных понятиях (определяющих, что следует считать честью и что позором), приемлемых для каждого разумного человека. Все это считается «ядром» национальных ценностей, которое впоследствии, очевидно, предстоит развивать. Ядро системы нравственных понятий предлагается считать новейшими плодами китаизации марксизма. Китаизация оказывается в одно и то же время и движением в сторону общечеловеческих ценностей и понятий, и очередной попыткой выделить из общечеловеческого самобытное китайское, обособить себя, КПК, КНР, китайскую нацию.
Вместе с тем, очевиден факт того, что в настоящее время под воздействием глобализационных процессов традиционные ценности китайской нации постепенно уступают место новым, по сути, западным ценностям, среди которых особо выделяются прагматизм, индивидуализм, материальное благополучие (обеспечение жильем, ценность потребления). Традиционные ценности, однако, не отрицаются как таковые, но адаптируются под современные условия, создавая некий синтез традиций и инноваций, что, в принципе, устраивает китайское общество и соответствует духу времени [1].
Сегодня Китай нацелен на формирование новой концепции построения «социалистического гармоничного общества», которая представляет собой идею социальной гармонии, выдвинутую руководством КНР для решения проблем, стоящих перед китайской нацией. Центральное место в данной концепции занимает наследие конфуцианской мысли, которое позволяет современному руководству Китая в своих действиях опираться на традиционные категории духовной культуры этой нации, такие как: долг/справедливость (и), искренность (чэн), гармония (хэ), нравственность (дэ) и др. Перечисленные категории являются традиционными идеологемами китайской культуры, которые становятся частью политического курса в КНР и основной составляющей комплексной национальной мощи, обеспечивающей защиту Китая от нежелательного внешнего проникновения и сохранения своего национального менталитета [2].
Для успешного развития культуры в условиях глобализации китайскому руководству необходимо достичь двух основных консенсусов: по отношению к традиционному наследию и к выработке и установлению новых норм и ценностей. В связи с этим предпринимаются попытки создания обновленной ценностной системы, которая могла бы удовлетворить все слои китайского общества, сохранив его стабильность. На современном этапе развития общественных отношений в Китае складывается новая система ценностей и ценностных ориентаций, основанная на синтезе традиционной и глобализирующейся культур. Трансформация же ценностных ориентаций китайского общества завершится установлением нового социокультурного баланса, о характере которого с позиций сегодняшнего дня можно говорить лишь относительно.
Литература: