Многие учёные отмечают, что современному педагогу необходимо переориентировать педагогические цели и задачи и адаптировать их к современным требованиям, исходя из гендерного подхода (Л.И. Столярчук, С.А. Коробкова, Т.П. Машихина и др.). Осмыслить и переосмыслить педагогические методы и приёмы для того, чтобы развитие подрастающего поколения направить в контекст культуры, чтобы поднять уровень обучения на качественно новый виток самоорганизации.
На сегодняшний день гендерная проблематика интересна всем - сегодняшним студентам, завтрашним родителям и воспитателям, независимо от профессионального образования и направленности, и всем нужны соответствующие знания. Преподаватели иностранного языка также всё чаще стали учитывать на своих занятиях гендерные особенности обучающихся.
Гендер - это социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии. Базовым образованием в гендере является психологический пол личности, т.е. достижение определённого уровня полового самосознания и половой идентификации, реальное овладение мужской или женской ролью. Предметом области гендерных исследований является также гендерная социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы.
В контексте гендера описывается также, какие психологические качества, присущие женскому и мужскому полу, какое поведение считается нормальным, сомнительным или отклоняющимся от нормы для мужчин и женщин, как пол влияет на социальное положение, личный, социальный и правовой статус личности, на социальные взаимоотношения. Последний аспект немаловажен при изучении иностранного языка в вузе, так как занятия проходят, как в смешанных по полу группах, так и в однополых. Гендерные отношения - это не только взаимоотношения между полами, но и внутри каждого пола. Студенты иначе ведут себя в однополых и смешанных по полу группах. Интерес представляет и общение в интимных группировках - дружеских, сексуальных, супружеских, между родителями и детьми разного пола.
Что касается задач гендерного подхода в обучении студентов иностранному языку, то к теоретическим аспектам относится разработка теорий и концепций, методов и методик преподавания иностранного языка, проведение исследований, к прикладным - внедрение результатов и достижений в практику обучения иностранному языку в вузе.
Для выявления гендерных особенностей изучающих иностранный язык используются различные психологические методы: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тесты, моделирование и др. Они изучают наиболее известные наборы личностных характеристик: экстраверсию, открытость к познанию, заботливость, добросовестность, по которым обычно обнаруживаются гендерные различия. Они имеют тестовые нормы для юношей и девушек.
Исследования гендерных различий значимы для педагогической практики, в частности, в практике обучения иностранному языку. Научные знания о гендерных характеристиках, динамике формирования психологического пола, основных особенностях проявлений гендера в общении, поведении и учебной деятельности способствуют реализации принципа учёта индивидуальных и возрастных особенностей студентов в обучении иностранному языку, осуществлению дифференцированного подхода в образовательном процессе. Гендерный подход в обучении иностранному языку способствует решению задач, стоящих перед преподавателем во время занятий, обращая его внимание на собственные гендерные характеристики, расширяя самосознание, возможности рефлексии своей психической организации и себя как субъекта в педагогическом процессе.
Во время занятий по иностранному языку усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют её поведение.
Гендерные стереотипы - сформировавшиеся в культуре обобщённые представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Присвоение и принятие маскулинных и фемининных черт происходит под влиянием культуры, типа государства, исторического времени общества, в котором растёт человек. В нашей культуре за мужчиной закреплены активность, ориентация на достижения, доминантность и агрессивность, уравновешенность и сдержанность, в первую очередь он оценивается по социальным достижениям, тогда как женщина по распространённым представлениям должна быть мягкой, пассивной, зависимой.
Формирование психологии гендера осуществляется по-разному у мужчин и женщин, в обоих случаях значительна роль отца и матери, и обусловлено это формирование различием в этих ролях. Существует распространённое мнение о том, что мать в семье создаёт эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит формирование душевного благополучия ребёнка, а отец играет роль в нормировании мира ребёнка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя, что непосредственно влияет на формирование личности. Отец, как у мальчиков, так и у девочек, способствует адекватному самоотношению, что позволяет им лучше справляться с познавательными задачами и задачами межличностного общения, чем это происходит у детей, воспитывающихся без отца или при его неадекватном влиянии.
Дети усваивают социальные нормы поведения и ценности в процессе подражания родителям и отождествления себя с ними. Эти процессы особенно важны, так как они не осознаются детьми и не контролируются родителями. Ребёнок ориентируется на пример родителей, старается стать таким, как они, перенимает особенности полоролевого поведения родителя.
Таким образом, семья - первая и основная среда, в которой человек получает сведения о своём поле, о том, что имеется противоположный пол, и о взаимоотношениях полов. Культурные стереотипы и собственный опыт подсказывают родителям, каким должен быть мужчина и какой - женщина. Родители более определённо отождествляют себя с ребёнком своего пола и хотят быть моделью для него. При этом отношение отцов к дочерям - это всегда немного отношение как к маленьким женщинам, а матерей к сыновьям - как к маленьким мужчинам. Так, в полных семьях ребёнок уже на очень раннем этапе развития получает сведения о собственном поле. В спокойных, уравновешенных семьях, где позиция любого члена семьи не становилась диктатом для других, ребёнок легко и естественно воспринимает свой пол и половое поведение.
Если обучение иностранному языку проходит на основе гендерного подхода, то во время изучения, к примеру, темы "About Myself" («О себе»), куда входит подтема "My Family" («Моя семья»), предполагается использование информации о составе семьи обучающихся, взаимоотношениях в семье и обязанностях, исполняемых каждым членом семьи. Для этого преподавателю целесообразно провести беседы со студентами. Данная информация позволит дифференцировать различного рода задания на занятиях и домашние задания (составление диалогов, создание генеалогического древа с устными или письменными комментариями, написание эссе и создание монолога на тему «Моя семья»). Правильное распределение гендерных ролей во время занятий будет способствовать не только эффективному усвоению лексического материала, формированию познавательного интереса к иностранному языку, но и гендерной социализации обучающихся.
Во время занятий по иностранному языку целесообразно использовать ролевые игры с распределением гендерных ролей в течение всего периода изучения иностранного языка. С помощью таких игр на занятиях по иностранному языку студент легче овладевает необходимой для общения на иностранном языке лексикой, нормами и правилами жизни в обществе, развиваются его интеллект и эмоции, воображение и речь. Проигрывая сюжеты из жизни, моделируя взаимоотношения «врача» и «больного», «шофёра» и «пассажиров», «матери» и «дочери» на иностранном языке, студенты начинают ориентироваться в этих взаимоотношениях.
Гендерная социализация продолжается в течение всей жизни человека, но по мере взросления растёт самостоятельность выбора ценностей и ориентиров. Социализация конструирует гендер личности и сообщества, к которому данная личность принадлежит.
Модернизация высшего образования, переход к личностно ориентированной модели взаимодействия направляют педагогов на образовательные потребности личности студентов. Поскольку личность является категорией половой принадлежности, то настоящие приоритеты в образовании открывают перспективы возрождения и развития на современном уровне дифференцированного подхода к организации обучения и воспитания учащихся разного пола.
Литература