По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания, физической подготовки, состояния здоровья подрастающего поколения и реальными возможностями государства их осуществления для каждого человека и в частности для детей часто длительно болеющих [1,2].
Детей, часто болеющих, принято выделять в отдельную группу диспансерного наблюдения. Данное понятие имеет вполне конкретный критерий - это те, кто четыре и более раз в год переносят различные заболевания. Нередко ребенок болеет не только часто, но и длительно (более 10-14 дней). Ребенка правомочно отнести в группу часто болеющих в тех случаях, когда повышенная заболеваемость вирусно-бактериальными респираторными инфекциями не связана со стойкими врожденными, наследственными или приобретенными патологическими состояниями. Эти дети заслуживают особого внимания, т. к. частые респираторные инфекции могут обусловить срыв основных адаптационных механизмов, привести к значительным нарушениям функционального состояния организма, физической подготовленности и способствовать раннему развитию хронической патологии [6,7,8].
Объект исследования: физическая подготовленность и физическое здоровье часто болеющих детей дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования: взаимосвязь физической подготовленности и физического здоровья часто болеющих детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования: выявить корреляционную связь физической подготовленности и физического здоровья часто болеющих детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения г. Сургута.
Задачи исследования:
Новизна исследования заключается в том, что проведен корреляционный анализ показателей физической подготовленности и физического здоровья часто болеющих детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения г. Сургута.
На предварительном этапе исследования было проведено тестирование физической подготовленности детей часто длительно болеющих дошкольного возраста подготовительной группы и сравнение данных показателей с показателями детей средней полосы России.
При исследовании физической подготовленности мы основывались на многочисленные исследования авторов, которые выделяют две основные составляющие: уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения; уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости).
В связи с этим мы взяли за основу разработанную батарею тестов определения физической подготовленности Завьялова. В нее вошли: бег 30м, наклон вперед, челночный бег 3 по 10 метров, прыжок в длину с места, подъем туловища из положения лежа.
Для определения показателей физической подготовленности было протестировано 10 мальчиков и 10 девочек дошкольного возраста. Способом сигмальных отклонений по К.К.Платонову было выделено пять уровней развития каждого качества отдельно для мальчиков и девочек. Сумма баллов, полученная по результатам выполнения всех пяти тестов (от 0 до 20), являлась интегральным показателем физической подготовленности.
В ходе эксперимента было проведено тестирование физической подготовленности (табл. 1) и физического здоровья (табл. 2) детей часто болеющих дошкольного возраста старшей группы и выявление корреляционной связи между этими показателями.
Таблица 1 Показатели физической подготовленности часто болеющих детей
№ п/п |
Ф.И.О. |
Возраст |
Бег 30м |
Бег 300м |
Прыжок в длину с места ( см ) |
Наклон вперед сидя ( см ) |
Подъем туловища в сед |
Уровень физической подготовленности |
|||||
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
баллы |
|||
Девочки (n = 9) |
|
||||||||||||
1 |
А. М. |
6 |
Ниже среднего |
2 |
Средний |
3 |
Низкий |
1 |
Средний |
3 |
Ниже среднего |
2 |
11 |
2 |
А. Х. |
6 |
Ниже среднего |
2 |
Низкий |
1 |
Выше среднего |
4 |
Низкий |
1 |
Ниже среднего |
2 |
10 |
3 |
В. К. |
6 |
Ниже среднего |
2 |
Ниже среднего |
2 |
Выше среднего |
4 |
Средний |
3 |
Ниже среднего |
2 |
13 |
4 |
А. Ч. |
6 |
Ниже среднего |
2 |
Ниже среднего |
2 |
Выше среднего |
4 |
Ниже среднего |
2 |
Высокий |
5 |
15 |
5 |
К. Н. |
6 |
Ниже среднего |
2 |
Низкий |
1 |
Средний |
3 |
Средний |
3 |
Высокий |
5 |
14 |
6 |
С. М. |
6 |
Высокий |
5 |
Средний |
3 |
Выше среднего |
4 |
Высокий |
5 |
Ниже среднего |
2 |
19 |
7 |
Е. Б. |
6 |
Ниже среднего |
2 |
Ниже среднего |
2 |
Выше среднего |
4 |
Выше среднего |
4 |
Высокий |
5 |
17 |
8 |
А. С. |
5 |
Выше среднего |
4 |
Низкий |
1 |
Высокий |
5 |
Средний |
3 |
Высокий |
5 |
18 |
9 |
А. С. |
6 |
Низкий |
1 |
Низкий |
1 |
Высокий |
5 |
Низкий |
1 |
Ниже среднего |
2 |
10 |
Мальчики (n = 7) |
|||||||||||||
1 |
А. П. |
6 |
Низкий |
1 |
Ниже среднего |
2 |
Ниже среднего |
2 |
Низкий |
1 |
Низкий |
1 |
7 |
2 |
Д.С. |
6 |
Выше среднего |
4 |
Выше среднего |
4 |
Высокий |
5 |
Средний |
3 |
Высокий |
5 |
21 |
3 |
В. Ч |
6 |
Низкий |
1 |
Ниже среднего |
2 |
Ниже среднего |
2 |
Высокий |
5 |
Низкий |
1 |
11 |
4 |
Г.С. |
5 |
Ниже среднего |
2 |
Ниже среднего |
2 |
Выше среднего |
4 |
Низкий |
1 |
Выше среднего |
4 |
13 |
5 |
Д.А. |
5 |
Ниже среднего |
2 |
Ниже среднего |
2 |
Выше среднего |
4 |
Низкий |
1 |
Средний |
3 |
12 |
6 |
Я.М. |
5 |
Низкий |
1 |
Ниже среднего |
2 |
Ниже среднего |
2 |
Ниже среднего |
2 |
Низкий |
1 |
8 |
7 |
И.Г. |
6 |
Ниже среднего |
2 |
Низкий |
1 |
Средний |
3 |
Ниже среднего |
2 |
Выше среднего |
4 |
12 |
Таблица 2 Показатели развития физического здоровья часто болеющих детей старшей группы дошкольного возраста
№ п/п |
Ф.И.О. |
Возраст |
Массово-ростовой Индекс Кетле 2 (кг/м²) |
Индекс Робинсона ("двойное произведение"),усл.ед. |
Индекс Скибинского, усл.ед. |
Индекс мощности В. А. Шаповаловой, усл. ед. |
Индекс Руфье, усл.ед. |
Уровень физического здоровья |
|||||||
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
баллы |
оценка |
||||
Девочки (n = 9) |
|
||||||||||||||
1 |
А. М. |
6 |
дефицит массы |
2 |
средний |
3 |
средний |
3 |
средний |
3 |
высокий |
5 |
16 |
средний |
|
2 |
А. Х. |
6 |
гармоничное |
5 |
средний |
3 |
ниже среднего |
2 |
ниже среднего |
2 |
высокий |
5 |
17 |
средний |
|
3 |
В. К. |
6 |
гармоничное (-) |
4 |
высокий |
5 |
ниже среднего |
2 |
низкий |
1 |
высокий |
5 |
17 |
средний |
|
4 |
А. Ч. |
6 |
гармоничное |
5 |
средний |
3 |
ниже среднего |
2 |
средний |
3 |
высокий |
5 |
18 |
средний |
|
5 |
К. Н. |
6 |
дефицит массы |
2 |
выше среднего |
4 |
ниже среднего |
2 |
средний |
3 |
высокий |
5 |
16 |
средний |
|
6 |
С. М. |
6 |
гармоничное (+) |
3 |
средний |
3 |
ниже среднего |
2 |
ниже среднего |
2 |
высокий |
5 |
15 |
средний |
|
7 |
Е. Б. |
6 |
гармоничное |
5 |
выше среднего |
4 |
ниже среднего |
2 |
средний |
3 |
высокий |
5 |
19 |
выше среднего |
|
8 |
А. С. |
5 |
гармоничное |
5 |
средний |
3 |
ниже среднего |
2 |
средний |
3 |
высокий |
5 |
18 |
средний |
|
9 |
Н. С. |
6 |
гармоничное |
5 |
средний |
3 |
средний |
3 |
средний |
3 |
высокий |
5 |
19 |
выше среднего |
|
Мальчики (n = 7) |
|||||||||||||||
1 |
А. П. |
6 |
гармоничное (-) |
4 |
низкий |
1 |
ниже среднего |
2 |
средний |
3 |
высокий |
5 |
15 |
средний |
|
2 |
Д.К. |
|
гармоничное |
5 |
низкий |
1 |
ниже среднего |
2 |
средний |
3 |
высокий |
5 |
16 |
средний |
|
3 |
В. Ч |
6 |
гармоничное (-) |
4 |
средний |
3 |
средний |
3 |
средний |
3 |
высокий |
5 |
18 |
средний |
|
4 |
Г.С. |
5 |
гармоничное (+) |
3 |
выше среднего |
4 |
высокий |
5 |
выше среднего |
4 |
высокий |
5 |
21 |
выше среднего |
|
5 |
Д.А. |
5 |
дефицит массы |
2 |
выше среднего |
4 |
средний |
3 |
средний |
3 |
высокий |
5 |
17 |
средний |
|
6 |
Я.М. |
5 |
гармоничное |
5 |
ниже среднего |
2 |
средний |
3 |
средний |
3 |
высокий |
5 |
18 |
средний |
|
7 |
И.Г. |
6 |
тучное |
1 |
ниже среднего |
2 |
средний |
3 |
высокий |
5 |
высокий |
5 |
16 |
средний |
|
Из таблицы 1 видно, что у девочек в беге на 30 м преобладает уровень - ниже среднего в 66,6% случаев, а у мальчиков в 42,8% , и лишь 1% - высокий уровень. В беге на 300 м 44,4% девочек имеют низкий уровень, а у мальчиков преобладает уровень - ниже среднего в 71,4% случаев. В показателях наклона вперед у девочек преобладает средний уровень физической подготовленности - 44,4%, а у мальчиков был выявлен низкий уровень у 42%, и по 14% имеют высокий и средний уровни физической подготовленности. В прыжке в длину у девочек наблюдается уровень - выше среднего у 55,5%, и у 28% мальчиков.
Далее нами определялся уровень физического здоровья по Полякову. Проведя эти исследования (табл. 2), мы осуществили вычисления всех 5 индексов. Из таблицы видно, что уровень физического здоровья у мальчиков и девочек находится на среднем уровне. Что дает основание к дальнейшим нашим исследованиям.
Далее мы определяли взаимосвязь физической подготовленности и физического здоровья, которая представлена в таблице 3.
Вычисленное значение коэффициентов ранговой корреляции в данном случае свидетельствует, что между физическим здоровьем часто болеющих детей дошкольного возраста и их физической подготовленностью существует очень слабая отрицательная связь. Для этого мы сравнили его с критическим значением. Вычисленный коэффициент ранговой корреляции меньше значения критического (rs факт < rs крит ), поэтому наличие связи между физическим здоровьем часто болеющих детей дошкольного возраста и физической подготовленностью считается не достоверным. Таким образом, не было выявлено корреляционной связи между этими показателями, что свидетельствует либо эти два признаки не коррелируют, либо была сделана малая выборка детей.
Данные исследования по индексу Кетле у мальчиков показали, что дефицит массы имеет 14% мальчиков, что обусловлено слабым развитием мышц. Возможность повышения массы тела при ее дефиците обеспечивают занятия физическими упражнениями при соответствующей коррекции питания.
Гармоничное телосложение оказалось у 28,5% мальчиков данного возраста. На уровне гармоничное (-) находятся также 28,5%. Уровень тучности определил, что 14% мальчиков имеют несоответствие длины и массы тела.
Анализ данных по индексу Робинсона показал, что у 11% девочек состояние регуляции сердечно-сосудистой системы находится на высоком уровне, а у 22% девочек и 28% мальчиков на уровне - выше среднего. На среднем уровне находятся 66% девочек и 14% мальчиков. Нарушение в регуляции сердечно-сосудистой системе отмечается у 28% мальчиков.
Таблица 3 Определение коэффициента ранговой корреляции, n = 16
Испытуемые |
Ряды измерений |
Ранговые числа |
Разность файлов |
∑d2 |
rs факт
|
rs крит
|
Р |
|||
А |
Б |
А1 |
Б1 |
d =A1 - Б1 |
d2 |
658 |
0,033 |
0,425 - 0,601 |
>0,05 |
|
1 |
21 |
13 |
1 |
7,5 |
- 6,5 |
42,25 |
||||
2 |
19 |
17 |
2 |
4 |
- 2 |
4 |
||||
3 |
19 |
10 |
3 |
13,5 |
- 10,5 |
110,25 |
||||
4 |
18 |
15 |
4 |
5 |
- 1 |
1 |
||||
5 |
18 |
18 |
5 |
3 |
2 |
4 |
||||
6 |
18 |
11 |
6 |
11,5 |
- 5,5 |
30,25 |
||||
7 |
18 |
8 |
7 |
15 |
- 8 |
64 |
||||
8 |
17 |
10 |
8 |
13,5 |
- 5,5 |
30,25 |
||||
9 |
17 |
13 |
9 |
7,5 |
1,5 |
2,25 |
||||
10 |
17 |
12 |
10 |
9,5 |
0,5 |
0,25 |
||||
11 |
16 |
11 |
11 |
11,5 |
- 0,5 |
0,25 |
||||
12 |
16 |
14 |
12 |
6 |
6 |
36 |
||||
13 |
16 |
21 |
13 |
1 |
12 |
144 |
||||
14 |
16 |
12 |
14 |
9,5 |
4,5 |
20,25 |
||||
15 |
15 |
19 |
15 |
2 |
13 |
169 |
||||
16 |
15 |
7 |
16 |
16 |
0 |
0 |
Из таблицы 3 видно, что у нас получились такие значения: rs факт = 0,033, а rs крит = 0,425 - 0,601.
Вычисленное значение коэффициентов ранговой корреляции в данном случае свидетельствует, что между физическим здоровьем часто болеющих детей дошкольного возраста и их физической подготовленностью существует очень слабая отрицательная связь. Для этого мы сравнили его с критическим значением.
Вычисленный коэффициент ранговой корреляции меньше значения критического (rs факт < rs крит ), поэтому наличие связи между физическим здоровьем часто болеющих детей дошкольного возраста и физической подготовленностью считается не достоверным.
Статистически обработав информацию мы получили, что Р > 0,05, т.е. корреляционная связь была не выявлена между этими показателями, на что свидетельствует либо эти два признаки не коррелируют, либо была сделана малая выборка детей.
ЛИТЕРАТУРА