В решении этой задачи особая роль отведена дошкольному образованию, как наиважнейшему этапу становления личности. Исследователи подчеркивают, что в старшем дошкольном возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, осуществляется первичное соподчинение мотивов, преобладание обдуманных действий над импульсивными, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств.
Сегодня духовно-нравственное здоровье детей вызывает особую тревожность и нуждается в научном осознании проблемы. Кризисное состояние социальной ситуации обусловлено, прежде всего, разрушением духовно-нравственных устоев социальных институтов: семьи, детских организаций, сферы образования и т.д.
В этом отношении проведенное нами исследование позволило выявить такие острые проблемы как табачная, алкогольная, компьютерная, экранная зависимость, беспризорность и бродяжничество, которые наблюдаются даже в дошкольном возрасте. Всё это говорит об острых проблемах и духовных катаклизмах в сфере детства.
Многие из этих детей вырастают неспособными к выполнению социально значимых компетенций, без которых невозможна полноценная жизнь современного человека. При всей важности принимаемых социально-экономических мер, они не способны решить кардинально проблему духовного оздоровленья детей, поскольку не учитывают развитие сущностных параметров личности: психического, ментального, а также духовно-гуманистической направленности личности.
Сегодня в образовательном пространстве, как никогда, необходима ценностно-смысловая индивидуализация обучения. Одним из активных методов в ценностно-смысловом обучении является диалог. Великий Ф. Фребель подчеркивал, что диалог - это та стихия, в которой живет и развивается ребенок. Именно обеспечение диалога в обучении детей является основополагающей основой развития сущностных качеств личности. Диалог актуализирует субъективное составляющее «духовного-Я», т.е. смыслообразующий компонент. По А.Н. Леонтьеву динамика смысла обусловлена динамикой деятельности субъекта.
Исходя из данных теоретических положений, нами определена цель и задачи опытно-экспериментальной работы. Основной нашей задачей в ней была: научить детей обнаруживать ценности в поступках персонажей сказок, эпических произведений, былин и легенд, рефлексировать, идентифицировать себя с личностью позитивных героев и установить, что позитивные ценности - это закономерности собственной созидающей жизни.
Предметом исследования являлись условия и средства смыслообразующего обучения детей старшего дошкольного возраста.
В своем исследовании мы предполагали, что смыслообразующее развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
Отслеживание результатов формирующего эксперимента показывает позитивную динамику «взращения» сущностного потенциала детей, их смыслоориентированного развития. Проведенные нами нестандартные формы и методы работы с детьми способствовали успешной интериоризации ценностей, раскрытию и развитию личностного потенциала каждого ребенка, успешному восхождению ребенка в собственном «духовном-Я».
По результатам опытно-экспериментальной работы нами обоснованы содержание и методика работы с детьми, а также методические рекомендации для практических работников ДОУ, родителей.