УЗОРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

УЗОРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пространство педагогической мысли сегодня гораздо расширилось. Теория и практика педагогики «втягивают» богатый потенциал всего того, что может обогатить развивающуюся личность ребенка.

А.В. Запорожец, Л.С Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов подчеркивают, что искусство, в том числе прикладное, само может быть воспитателем, но для того, чтобы оно выполняло свои  образовательные функции, необходимо интегрировать эстетическое восприятие, художественное воображение с интеллектуальными задачами.

Идея развития умственных способностей детей в процессе естественной жизни, практической деятельности принадлежит К.Д. Ушинскому, Л.Н. Толстому, М. Монтессори, Ф. Фребелю, Е.И. Тихеевой и др. Классики педагогики считали, что формирование представлений о форме предметов должно осуществляться у ребенка естественно в ходе его развития, без принуждения и давления.

В традиционной культуре воспитания народа саха уделяется большое внимание приобщению детей к прикладному искусству как к средству развития умственных способностей. С этой целью детей с малых лет приучают шить, вышивать бисером, золотыми и конскими нитями, столярничать. В данных видах деятельности широко применяются национальные узоры из геометрических фигур.

Якутское народное прикладное искусство создано по законам рациональной простоты, а, следовательно, доступности. Известный этнограф Б.Ф. Неустроев-Мандар подчеркивает, что «орнамент - неразрывная, составная часть прикладного искусства народа» [2, с.25]. Этнопедагог М.И. Баишева указывает, что «якутский узор ярко свидетельствует об уровне и умственной культуре народа», что «в нём сосредоточены глубина его мысли, творческая фантазия» [1, с. 4].

Целенаправленное использование якутского национального орнамента как эффективного средства подготовки рук дошкольников к письму наблюдается в исследованиях педагогов  Л.К. Избековой, М.И. Баишевой, У.А. Карамзиной. М.И. Баишева разработала тетрадь для подготовки рук детей старшего дошкольного возраста к письму, где систематизированы узоры по сложности изображения. Ею также рекомендованы принципы обучения, предусматривающие установление отношений «целое-часть» и развитие обследовательских действий от внешнего плана к внутреннему.

Следует отметить, что изучая элементы национального узора, дети впервые входят в мир символики, игры, воображения. Специальный подбор узоров и разработка приёмов поэтапного обучения обеспечивает зрительную чувствительность, лёгкость, полноту восприятия. Дети, составляя узоры на геометрических формах, украшая орнаментом плоскостные и объёмные формы, выполняют различные формообразующие движения, и тем самым, у них отрабатывается навык сохранения направленности движения, произвольность изменения направления движения, что необходимо для формирования навыков письма и графических навыков.

В проводимом исследовании мы предполагали, что успешное формирование геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством узоров возможно, если:

  • интеллектуальное развитие обеспечивается деятельностью сенсорной системы ребенка (М. Монтессори);
  • обучение основывается на формирование внутреннего плана действий (П.Я. Гальперин);
  • включение детей в деятельность учитывает интерес, естественность эмоционального состояния.

Практическая направленность изучения геометрического материала, как показывает опыт, имеет решающее значение для сознательности и прочности усвоения его детьми.

Использование наглядно-практического метода обучения и разнообразия форм работы с детьми сыграло немаловажную роль в развитии мыслительных процессов: дети научились анализировать, комбинировать, планировать, обобщать, рефлексировать и т.д. Выполнение практических работ оказало позитивное влияние на снятие тревожности, страха в познавательной деятельности детей.

Одним из главных признаков якутского орнамента является ритмическая повторяемость мотивов, что позволяет, путём многократного повторения и упражнения, формировать графический навык, закреплять знания геометрических фигур, их свойства, отношения, пространственное расположение и т.д. Составляя узоры из различного бросового материала, вышивая бисером орнаменты, разукрашивая узорами изделия, дети получают представления о различных формах предметов, узнают геометрические эталоны. Кроме того, как утверждает М.И. Баишева, изучая элементы якутского национального узора,  «дети впервые входят в мир символики, игры, воображения; здесь те же точки, линии, завитки, каждая геометрическая фигура имеют своё  особое значение [1, с. 4].

Процесс обучения детей протекал в интерактивной форме. Педагог на занятиях является фасилитатором (организатором) и добивается субъект-субъектного взаимодействия. Он постоянно побуждает мотивацию детей и их потребность не только в интеллектуальном познании узоров, но и в их практическом освоении и преобразовании. Мы считаем, что полноценное развитие детей должно быть направлено не только на содержание познавательного материала на занятиях, но и на всю окружающую их действительность. Тогда дети на своем личном опыте  убеждаются, что мир познаваем, что каждый человек сам может открывать законы, управляющие окружающим миром. Именно такую радость познания форм предметов и собственного творчества дети испытывали в играх-занятиях.

В нашем исследовании поставленная проблема решалась с позиции личностно-ориентированного, эвристического, проблемного подходов.

В процессе обучения мы обращали серьёзное внимание на эмоциональную сферу дошкольников, активное включение детей в различные виды продуктивной деятельности на максимальном для каждого уровне интереса и активности.

На смену передаче и приобретению знаний мы предложили занятия, где деятельность детей протекала по схеме, заданной педагогом, но выстроенной по интересу самих детей. В таких ситуациях освоение геометрического материала выходило за пределы репродуктивности и становилось творческим изнутри. Овладение знаниями, умениями, навыками, развитие компетенций детей достигалось в условиях творческой деятельности. При этом приобретенные продуктивные умения и геометрические представления детей становились наиболее  устойчивыми.

Позитивная динамика развития геометрических представлений у детей подтверждает правильность и целесообразность выдвинутых нами педагогических условий, а также состоятельность поставленной гипотезы в исследовании.

Литература.

  1. Баишева М. И. Якутские узоры: рабочая тетрадь по развитию графических навыков. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. - 17 с.
  2. Неустроев Б.Ф. Якутские орнаменты. - Якутск: Бичик, 1990. - 127 с.
Просмотров работы: 54