К ВОПРОСАМ ПРОБЛЕМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

К ВОПРОСАМ ПРОБЛЕМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ В СРЕДЕ ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматривается проблема употребления алкоголя в среде подростков, указываются типы приобщения подростков к алкоголю в зависимости от микросоциального окружения. Представлены направления профилактической программы.

The problem of alcohol consumption among adolescents is considered, the types of adolescent alcohol inclusion depending on the microsocial environment is indicated in the article.The direction of the prevention program is represented.

Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков - их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Анализ исследований К. Зейдельман, Д. Конрад, А. Коэн,

Л. Фестингер, Л. М. Фридман показывает, что характерным для подростка является чувство взрослости, а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. [4] Авторы отмечают, что центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания. В частности, исследователь А. Реан говорит о том, что у подростков возникает отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности до уровня, на котором они находятся у взрослых людей. В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в том числе, с интимными человеческими взаимоотношениями.

В психологических исследованиях А. И. Долгова, И. С. Кон, Л. Г. Леоновой и др. показано, что в начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших. Такое желание становится настолько сильным, что подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и. разрешается из того, что не позволяется первоклассникам [3].

Анализ психологической литературы показывает, что итогом этих процессов становится укрепляющееся внутреннее стремление подростка поскорее стать взрослым, которое создает совершенно новую внешнюю и внутреннюю ситуацию личностного психологического развития. Она требует и порождает изменение всей системы отношений подростка с окружающими людьми и с самим собой. Освещенные в исследованиях А. А. Алемаскина, Б. Г. Ананьева, Н. С. Курек особенности психического развития подростка указывают на то, что быстро взрослеть его заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые подросток получает и в школе, и дома.

Как отмечают исследователи Е. С. Меньшикова, И. С. Кон, К. Зейдельман, специфика положения подростка состоит в том, что он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом заключен «кризис» данного возрастного периода.

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста подросткового алкоголизма заставляет задуматься над актуальностью проблемы. Она ставит перед обществом, школой в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий профилактики употребления алкоголя подрастающим поколением; концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию подростка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего гражданина (по Д. Д. Еникеевой). [1].

По данным В. С. Братуся и П. И. Сидорова, можно выделить несколько типов приобщения подростков к алкоголю в зависимости от микросоциального окружения.

Первый тип определяется употреблением алкоголя в группе лиц мужского пола:

-  совместная алкоголизация со сверстниками - мальчиками;

- потребление алкоголя под влиянием пьющего мужчины. И в том, и в другом случае формируется мужской тип алкоголизации, протекающей злокачественно.

Второй тип имеет два подтипа. В обоих случаях алкоголизация происходит в кругу лиц женского пола.

Для первого подтипа характерно ситуационное употребление слабоалкогольных спиртных напитков в кругу сверстников в небольших дозах, отностиельно дорокачественное, замедленное течение болезни.

При втором подтипе употребление алкоголя происходит под влиянием пьющих родных. Особенности: употребление крепких спиртных изделий в больших, часто интоксикационных, дозах до выраженной степени опьянения. Заболевание носит злокачественный характер. Алкоголизация протекает скрыто, характеризуется запоями, продолжительность которых по мере развития заболевания возрастает. Болезнь часто сопровождается нравственным падением.

Третий тип характеризуется одиночным пьянством подростка и наблюдается в основном у людей с психопатическим развитием. При данном типе алкоголь потребляется ими в больших дозах до тяжелой степени опьянения. Цель потребления алкоголя является облегчение контактов, корректировка таких черт характера, как застенчивость, нерешительность, ослабление эмоционального воздействия ситуаций, травмирующих психику. Потребление спиртного при одиночном пьянстве очень быстро приобретает постоянный, а затем и запойный характер.

Профилактика употребления алкоголя подростками - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, способствующих возникновению алкогольной зависимости у подростков. [3]

Н. Ю. Максимова и К. К. Яхин под профилактикой употребления алкоголя подростками понимают, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

- предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного подростка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья подростка;

- содействие несовершеннолетнему в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала [2].

В. Г. Степанов, анализируя программы профилактики употребления алкоголя подростками, отмечает, что они должны включать в себя следующие напрвления :

- распространение информации о причинах, формах и последствиях употребления алкоголя;

- формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой с экранов телевидения и рекламных проспектов, и умение принимать правильные решения;

- взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу [5].

Считается, что важным этапом построения системы профилактической работы в образовательных учреждениях всех типов и видов является создание общественных наркологических постов. В их состав, по мнению Д. Д. Еникеевой, В. Г. Степанова, К. К. Яхина должны входить представители администрации учреждения, ученического самоуправления, социальные педагоги, медицинские работники, психологи, члены родительского комитета, представители общественности и т. д. Деятельность наркопостов может быть направлена на:

- оказание консультативно-диагностической и социально-правовой помощи подросткам «группы риска», а также их родителям (законным представителям) по вопросам своевременного выявления и коррекции последствий злоупотребления психоактивных веществ;

- повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах профилактики зависимости от употребления алкоголя, наркотиков, табакокурения среди детей и подростков;

- оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической помощи детям и подросткам по формированию и развитию жизненных социально-приемлемых навыков. [4]

Таким образом, профилактика употребления алкоголя подростками - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, способствующих возникновению алкогольной зависимости у подростков.

С целью диагностики употребления алкоголя в подростковой среде можно использовать опросник для выявления первых признаков алкоголизма К. К. Яхина и В. Д. Менделевича; опросник «Склонность к зависимому поведению» В. Д. Менделевича.

Программа профилактики употребления алкоголя у подростков должна включать следующие основные направления: диагностическую деятельность, индивидуально-коррекционную работу, работу с семьей; информационную, организационно-методическую деятельность.

Литература

1. Еникеева, Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков /

Д. Д. Еникеева. - М. : Академия, 2008. - 144 с.

2. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних : учебное пособие / Н. Ю. Максимова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 384 с.

3. Леонова, Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте : учебно-методическое пособие / Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева. - М. : Владос, 2007. - 312 с.

4. Психология подростка : учебник / под ред. А. А. Реана. - СПб. : Прайм-еврознак, 2003. - 480 с.

5. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников : учебное пособие / В. Г. Степанов. - М. : Академия, 2006. - 298 с.

6. Братусь, В. С. Проблема употребления алкоголя в подростковой среде / В. С. Братусь, П. И. Сидоров // Вопросы психологии. - 2008. - С. 38-44.

Просмотров работы: 9