ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

В настоящее время вопросы межэтнического общения, особенно на территории многонациональной России поднимаются особенно часто. Долгое замалчивание, а в некоторых случаях, наоборот, силовое решение национальных вопросов сделали их в наши дни очень болезненными. Большую роль в построении межэтнических отношений играет фактор восприятия одним народом другого, который помогает в познании этнического соседа, в построении гармоничных отношений между народами, населяющими Россию. Знание особенностей восприятия одним народом другого позволит отличить истинные представления и оценки от стереотипов восприятия и субъективных суждений отдельных представителей воспринимающего этноса.

За последнее десятилетие в отечественной этнопсихологии и этносоциологии появилось немало работ, посвященных исследованию межэтнических отношений и межэтнического восприятия. Преимущественно изучаются взаимоотношения между титульным и нетитульным населением, проживающим в республиках, входящих в состав РФ (Г.У.Солдатова, 1998), отношения между русскими и другими народами, проживающими в регионах России (М.В.Савва, 1997), а также особенности адаптации русских к новой культурной и природной среде в республиках бывшего СССР (Н.М.Лебедева, 1993; 1995). Не явилась исключением и Республика Башкортостан, в которой проводились социологические и психологические исследования состояния межэтнических отношений. Межэтнические отношения в Республике Башкортостан характеризуются определенной стабильностью и отсутствием межнациональных конфликтов, что объясняется, прежде всего, вековыми традициями совместного проживания тюркских, финно-угорских и восточнославянских народов. Однако социологическое исследование межнациональных отношений в данном регионе России показало, что, несмотря на отсутствие острых межнациональных конфликтов, в республике существуют некоторые проблемы, связанные с развитием межэтнических отношений. Частота межэтнических контактов в данном регионе, естественно, очень высока, поэтому важно знать особенности межэтнического восприятия народами друг друга и протекания межэтнического взаимодействия. 

Проблема межэтнических отношений затрагивает не только мир взрослых, но и детей, подростков и молодежи, так как именно в детском и подростковом возрасте начинает формироваться отношение к своей и к другим этническим группам.

В этой связи особую актуальность приобретают кросскультурные исследования, направленные на анализ взаимного влияния культур друг на друга и способов их наиболее эффективного сосуществования и обогащения.        

Среди ученых-исследователей, занимавшихся изучением и исследованием межэтнических отношений и проблем национального характера, следует отметить С.М.Арутюнова, Л.Н.Гумилева, И.С.Кона, Н.М.Лебедеву, Г.У.Солдатову, Т.Г.Стефаненко, Ю.П.Платонова, Б.Ф.Поршнева и Л.Г.Почебут.

Известно, что детский возраст наиболее восприимчив к восприятию информации о другом человеке и о других этногруппах. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста очень любознателен и поэтому, а в младшем школьном возрасте уже способен осознавать нормы морали. В связи с чем, мы считаем, что именно на данном этапе можно способствовать формированию у ребенка позитивного отношения к представителям других социальных групп, в нашем случае - этнических групп.    

Целью нашего исследования явилась разработка и экспериментальная проверка эффективности специально организованных коррекционно-развивающих занятий, которые обеспечивали бы формирование позитивного межэтнического восприятия детьми младшего школьного возраста представителей «чужих» этногрупп.

Исследование проводилось на базе образовательного учреждения СОШ №7 г. Бирска республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 40 человек в возрасте 10-11 лет - представители русской (20 человек) и татарской (20 человек)  национальности.                                                                                                            

Мы предположили,  что целенаправленные занятия с детьми младшего школьного возраста будут способствовать формированию позитивного межэтнического восприятия.

Анализ различных аспектов изучения проблемы межэтнического восприятия и формирования межэтнических отношений позволяет сделать вывод о том, что межэтническое восприятие - это процесс создания образа этноса, народа, основанного на межэтническом общении, в ходе которого складывается представление об укладе жизни народа, его быте, этнопсихологических особенностях и этнической специфике в целом. В структуру межэтнического восприятия включены когнитивный (знание антропологических признаков, языка, элементов материальной и духовной культуры, обычаев) и эмоционально-оценочный или аффективный (способность человека воспринимать, оценивать и интерпретировать этнические признаки и проявлять определенные чувства к ним) компоненты.

Экспериментальная работа по исследованию межэтнического восприятия младших школьников осуществлялась в 3 этапа - констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе экспериментальная проверка гипотезы исследования осуществлялась с помощью методик на исследование восприятия детьми младшего школьного возраста своей и других этнических групп (методика Е.Ф.Сайфутдияровой); выявление отношения к представителям своей и другой этногруппы с учетом их половой принадлежности и возраста (адаптированный вариант методики Эдварда Т.Холла «шкала CIDS») и изучение адаптированности респондентов к ситуациям фрустрации (методика В.С.Мухиной и К.А.Хвостова).

На втором этапе  исследования нами была реализована специальная программа коррекционно-развивающих игр и занятий с целью формирование позитивного межэтнического восприятия детей младшего школьного возраста.

На третьем этапе для оценки эффективности формирующего эксперимента  мы провели повторное исследование восприятия детьми младшего школьного возраста своей и других этнических групп. Подтверждение гипотезы исследования осуществлялось с помощью Т-критерия Вилконсона, позволяющего выявить не только направленность изменений, но и их выраженность.

Анализируя результаты исследования мы сформулировали следующие выводы.

Исследование восприятия детьми младшего школьного возраста своей и других этнических групп позволило выявить, что у школьников преобладают высокой уровень этнокультурной осведомленности, средний уровень выраженности аффективного и когнитивного компонентов межэтнического восприятия. Дети младшего школьного возраста обеих этногрупп знают, к какой национальной группе принадлежат они и их родители, большинство знают свой родной язык и могут назвать по 2-4 национальности, проживающие на территории города и республики. Среди параметров оценки национальной принадлежности людей младшие школьники выделяют цвет волос/кожи/глаз, язык, одежду. Представителей своей национальности  дети наделяют исключительно позитивными качествами. Практически все дети смогли правильно оценить отношения между персонажами народных сказок (русской, башкирской, татарской и марийской), изображенными на картинках. При анализе взаимоотношений между героями сказок большинство детей ориентировались на мимику героев, несколько человек оценили взаимоотношения исходя из расположения персонажей по отношению друг другу. Среди качеств персонажей дети обеих этногрупп положительно оценивают персонажей, им нравится, как они одеты, их украшения, головные уборы, внешний облик. Большинство детей правильно ответили на вопрос о том, к какой национальности относятся герои этих сказок. Однако были и те, которые путали или вовсе не могли назвать национальную принадлежность персонажей. Практически все дети данного возраста правильно идентифицируют себя со своей национальностью, однако при выявлении сходства персонажей сказок с представителями своего и других этносов дети выделяют лишь яркие, наиболее заметные детали внешнего облика, не придавая значения национальным чертам лица и национальной одежде.

Определение отношения детей младшего школьного возраста к представителям своей и другой этногруппы с учетом их половой принадлежности и возраста показало, что дети младшего школьного возраста лучше воспринимают представителей своей нации, чем чужой этногруппы, что можно объяснить малой их информированностью об этносах и недостаточным опытом общения с представителями других наций. Следует также отметить, что дети лучше воспринимают своих сверстников, это объясняется тем, что младшие школьники большую часть времени проводят среди своих сверстников, общаясь с ними в свободное время и на занятиях в школе.

Исследование адаптированности к ситуациям фрустрации позволило констатировать, что общей тенденцией реагирования на ситуации депривации звеньев структуры самосознания независимо от этнической принадлежности является преобладание агрессивного типа поведения. Преобладание данного типа реакции обусловлено тем, что сверстники воспринимаются детьми  как равностатусная часть социального окружения, что провоцирует открытое выражение внутреннего напряжения, вызванного фрустрацией.  При этом при депривации сверстниками другого этноса фрустрация с агрессией проявляется чаще, чем при депривации сверстниками своего этноса. В ситуациях без фрустрации в обеих сериях дети татарской и русской национальности в большей степени проявили реакции с отсутствием фрустрации (безоговорочное принятие положительной оценки в позитивных ситуациях, правильные ответы на вопросы - в нейтральных ситуациях).

Результаты статистической обработки эмпирических данных по t-критерию (Стьюдента) позволили выявить у младших школьников исследованных нами этногрупп  различия по нескольким показателям. Так, дети русской национальности лучше знают свой родной язык, чем татары (t=4,35; p<0,01), также для них характерен более выраженный интерес к другим народам (t=3,63; p<0,01). Дети русской этногруппы также лучше знают национальность своего друга/подруги (t=2,28, p<0,03), им характерно более полное и широкое представление о качествах людей своей нации (t=2,03, p<0,05) . Все эти различия,  возможно, обусловлены тем, что для русской нации характерна более высокая развитость межнациональных контактов, интерес к людям другой нации, их традициям, образу жизни, их большая коммуникабельность. Также было выявлено, что дети русской этногруппы лучше знают признаки русской национальности (t=2,28, p<0,03), что объясняется их принадлежностью к данной этногруппе, а дети татарской нации лучше знают внешние признаки башкир (t=2,28, p<0,03), что  возможно обусловлено близостью и  сходством данных этногрупп.

Применение Т-критерия (Вилконсона) показало, что после проведения коррекционно-развивающей программы достоверно значимо произошли следующие изменения: увеличились значения по показателям этнокультурной осведомленности (p<0,001), «знание других национальностей» (p<0,001), «знание наций, проживающих в республике» (p<0,001), «знание национальности друга/подруги» (p<0,008), «знание параметров оценки национальной принадлежности» (p<0,001), «знание личностных качеств представителей своей нации» (p<0,001). Значимых сдвигов по шкалам аффективного и когнитивного компонентов выявлено не было, однако мы обнаружили их по отдельным показателям. По аффективному компоненту этнического восприятия увеличились значения по показателям «отношение к русским» (p<0,005), «отношение к башкирам» (p<0,034), «отношение к татарам» (p<0,001), «отношение к одежде русских» (p<0,001), «отношение к одежде башкир» (p<0,001). По когнитивному компоненту этнического восприятия повысились значения по показателям «знание русской национальности» (p<0,001), «знание признаков мари» (p<0,001), «знание признаков одежды русских» (p<0,001), «знание признаков одежды мари» (p<0,011), «знание личностных качеств русских» (p<0,001).

По результатом полученных эмпирических и статистических данных мы можем констатировать о подтверждении выдвинутой нами гипотезы и эффективности осуществленной экспериментальной работы по формированию у детей младшего школьного возраста позитивного межэтнического восприятия.

Просмотров работы: 21