ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом.     

Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей с окружающими в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей со взрослыми и сверстниками.

Исследования в данной области проводили такие ученые как В.В.Абраменкова, И.В.Дубровина, М.И.Лисина, B.C.Мухина, Я.Л.Коломинский, A.M.Прихожан, Е.О.Смирнова, В.Г.Утробина, Д.И.Фельдштейн и др.

Интерес к проблеме изучения половой дифференциации обусловлен не только тем, что категория пола - сложнейшая психологическая, историко-культурная, социальная и клиническая проблема, но, прежде всего тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета психологической специфики пола ребенка. Способность строить конструктивные отношения со сверстниками, как своего, так и противоположного пола и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности.

Исследования в данной области проводили такие отечественные и зарубежные ученые как И.С.Кон, Д.Н.Исаев, В.Е.Коган, Я.Л.Коломинский, М.X.Мелтсас и др).

Наше исследование посвящено изучению особенностей  половой дифференциации младших школьников в процессе межличностных отношений. Мы предположили, что личностные отношения между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте имеют неодинаковую структуру, характеризуются эмоциональной насыщенностью.

В исследовании участвовали учащиеся 4  классов (9-10 лет) в количестве 40 человека.

Для выявления особенностей межличностных отношений у мальчиков и девочек младшего школьного возраста были сопоставлены результаты методик, направленных на исследование детского самосознания (половозрастная идентификации), выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и приверженности к нравственным нормам учащихся.

По результатам исследования детского самосознания (половозрастная идентификации) мы выявили, что все  младшие школьники адекватно идентифицировали себя по половой и возрастной принадлежности. Следует отметить, что психологически самоопределение половой принадлежности начинается со второго и закрепляется к третьему году жизни ребенка. К этому времени 75% детей уже считают себя мальчиком или девочкой. В ходе нашего исследования выявлено, что самым привлекательным для детей оказался образ «будущего» и «настоящего». Выбор данных образов мотивировался тем, что им нравится нынешний образ школьника, нравится ходить в школу. Образ будущего привлекает своей независимостью. Выбор привлекательного образа дети  младшего школьного возраста объясняют такими особенностями как  красивая внешность, готовность поделиться вещами, физическая сила. В качестве непривлекательного образа девочки чаще выбирают образ «старости», а мальчики - образ «младенца».

Изучив уровень социальной адаптированности, активности учащихся и исследовав сферу межличностных отношений детей младшего школьного возраста мы выявили, что большинство мальчиков и девочек  имеет доверительные, близкие  отношения с друзьями, а значимым социальным окружением для мальчиков и девочек младшего школьного возраста являются сверстники. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов. Нашими исследованиями было подтверждено, что межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста могут зависеть от разных факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Большинство мальчиков и девочек имеют высокий уровень социальной адаптировнности, то есть их индивидуальное и групповое поведения соответствует господствующей системе отношений в данном классе, а также системе норм и ценностей. У большинства мальчиков и девочек высокий уровень социальной активности, то есть проявляют неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями не только в классе, но и в школе, городе, во всем мире. Сравнительный анализ ответов детей показал, что для большинства мальчиков и девочек значимым является общение с представителями своего пола (t=5,50; p<0,001). Также дети различаются по преобладанию желания общаться со взрослыми (t=2,8; p<0,04). Причем у девочек данные показатели выше, это значит, что общение со взрослыми для девочек является более значимым чем для мальчиков. Эмоционально-личностная оценка представителей своего и противоположного пола существенно отличается у мальчиков и девочек. Девочки в абсолютном большинстве случаев выше оценивают девочек, чем мальчиков.

Это объясняется  тем, что младший школьный возраст - это период половой гомогенизации: подражания и привязанности мальчиков к отцу, а девочек к матери. Мальчики играют в военные игры, зачитываются "героической" литературой и подражают героям, рыцарям. Они больше тянутся к отцу, а при отсутствии его - к мужчинам вообще (преподавателям, руководителям "мужских" кружков и секций), проявляют настойчивый интерес к "мужской" работе. Девочки в своем кругу обсуждают первых романтических героев, моды, ведение хозяйства, отдают предпочтение лирической литературе, особо сближаются с матерью и при благоприятных с ней отношениях доверяют ей свои тайны, больше тянутся к учителям женского пола. И для мальчиков, и для девочек это период формирования оценки себя как представителя определенного пола.

Таким образом, личностные отношения между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте имеют неодинаковую структуру и характеризуются эмоциональной насыщенностью.

Просмотров работы: 104