ДОЛЖНА ЛИ ШКОЛА ВОСПИТЫВАТЬ ЛИДЕРОВ? - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДОЛЖНА ЛИ ШКОЛА ВОСПИТЫВАТЬ ЛИДЕРОВ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучению лидерства и выявлению характеристик личности лидера посвящено большое количество работ в отечественной психологии, педагогике, социологии. Этими проблемами занимались Л.И. Уманский, И.П. Волков, Р.Л. Кричевский, В.И. Зацепин, Н.П. Аникеева, Я.Л. Коломинский,  М.С. Полянский, А.Н. Лутошкин,  М.В.Удальцова и др. Анализ теоретических источников позволил сделать вывод, что в педагогической и психологической науках сформированы основные положения и подходы в изучении феномена лидерства.

Формирование лидерской позиции - это формирование активного отношения к жизни,  развитие способности рефлексировать, оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников,  направляя их усилия на достижение общих социально значимых целей. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность  при решении проблемных ситуаций.

Среди свойств личности лидера отмечают его коммуникативные и организаторские способности, активность, умеренная эмоциональная экспансивность, деятельная адаптивность и инновационность, а также высокие деловые и моральные качества.

Но, могут ли все быть лидерами? И главное, надо ли у всех школьников формировать лидерские качества?

Одна из главных задач, которая стоит перед педагогами, воспитателями - создавать ситуации, способствующие максимальному проявлению лидерского потенциала. Лидерский опыт в целом полезен человеку, потому что это опыт социально ответственного поведения, это опыт признания, это опыт проживания высокой самооценки, это моменты, когда ощущаешь себя сильным, значимым, компетентным.

Предоставляя  возможность каждому ребенку осознать себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями и их реальным, активным проявлением; наличие субъект-субъектных отношений; наличие многообразной по содержанию социально ориентированной деятельности, способствующей познанию, развитию, самореализации личности, приобретению опыта лидерского поведения; разнообразие реализуемых подростком  социальных ролей (позиций), школа создает предпосылки  для развития лидерских качеств подростков.

Сравнительный анализ показал, что в ходе эксперимента (организация школьного самоуправления, включение детей и подростков в социально-проектную деятельность, организация шефства над детским садом и пожилыми жителями микрорайона) произошло изменение таких качеств, как компетентность, инициативность, активность, общительность, сообразительность, настойчивость, наблюдательность, самостоятельность самообладание и  организованность.  А кому могут помешать эти качества?

Поэтому  считаем, что одна из главных задач современной школы - создание детям, подросткам необходимых условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, что во многом обеспечивается лидерскими качествами. Для того чтобы подростки смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им достичь такого уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию.

Современная действительность, характеризующаяся ростом требований, предъявляемых обществом к развитию и воспитанию личности, способной к социальным преобразованиям, конкурентоспособной в различных ситуациях, ориентированной на эффективное взаимодействие с государственными и общественными организациями, требует воспитания и развития у подростков лидерских качеств. Необходимо развивать качества инициативного, самостоятельного субъекта, способного активно и успешно строить свои отношения с окружающим миром в различных видах деятельности.

Просмотров работы: 17