Основная идея работы по правовому воспитанию дошкольников - признание ребенка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребенка дошкольного возраста, следующие:
1. Формируется первое схематичное цельное детское мировоззрение.
2. Возникают первые этические нормы: «Что есть добро и что есть зло?».
3. Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставить перед собой цели. Это свидетельствует о формировании произвольного поведения.
4. Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания.
При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком [46].
Начинать работу целесообразно с детьми старшего дошкольного возраста (шестой, седьмой год жизни). К пяти годам складывается детское общество, основывающееся на совместной игре и продуктивной деятельности. Ребенок уже может регулировать свое поведение, исходя из бытовых и игровых правил и норм. К 6 - 7 годам дошкольник вполне управляет своим поведением, умеет произвольно подчинять себя поставленной цели (концентрировать внимание, прилагать волевое усилие), владеет образными и речевыми средствами упорядочения опыта, обладает довольно сложным внутренним миром, этическими образцами, определяющими его действия и отношения. То есть к концу дошкольного детства ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками.
В настоящее время сделаны первые шаги по разработке практических материалов по ознакомлению дошкольников с правами ребенка. Ряд авторов (Доронова А.Е., Соловьева С.А., Копытова Н.Н., Дубко Г.И.) предлагает практические пособия для воспитателей по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Каждый из них предлагает свои пути решения сложной задачи - знакомство детей с их правами.
Первая необходимая составляющая, обеспечивающая правовую культуру ребенка - это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. Успешность работы по этой проблеме во многом зависит от правовой культуры родителей и подготовки педагогических кадров. Поэтому работу по правовому воспитанию целесообразнее разбить на три этапа:
1. Работа с коллективом ДОУ.
Для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также для повышения правовой культуры воспитателей и их квалификации в этой области важно разработать перспективное планирование специальной методической работы, после проведения которой можно было бы перейти к следующему этапу. Итогом работы с педагогами в основном делают педсовет «Правовое воспитание дошкольников». Все педагоги принимают активное участие в его подготовке: подготавливают материал с практическими заданиями, кроссворды на тему права ребенка, проводят опрос родителей о работе детского сада по правовому просвещению.
2. Работа по повышению правовой культуры родителей.
Одним из направлений работы педагогов с родителями - просвещение родителей, оно включает в себя совместные мероприятия: «Родительский клуб», Родительские собрания, Круглые столы, Проведение совместных праздников и досугов. В ДОУ может существовать своя газета или информационный стенд «Правовое воспитание». Все педагоги принимают участие в его оформлении. Прочитав газету, родители могут ознакомиться с принципами, описанными в Декларации о правах ребенка; с основными правами ребенка, закрепленных в Конвенции ООН и Конституции РФ; узнать какие социальные права гарантированы детям; с памятками «Понимаем ли мы друг друга?», «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для родителей», «Три способа открыть ребенку свои права».
Результатом завершения первых двух этапов станет изменение сознания взрослых, которые с сожалением отмечают, что зачастую права детей нарушают не только незнакомые, но и самые близкие ребенку люди. Лишь после этого станет возможным переход к третьему, самому важному этапу.
3. Работа с детьми.
Цель: создание условий для воспитания будущего гражданина правового государства - свободного и ответственного, знающего свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающего чувством собственного достоинства и с уважением относящегося к другим, способного на собственный выбор и с пониманием воспринимающего мнения и предпочтения окружающих.
Задачи:
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Мы организуем подобную работу через проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций); продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация); использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие.
Такая работа нацеливает на последовательное введение ребенка в «правовой мир». Именно поэтому на первом этапе обучения работа по проблеме правового воспитания носит опосредованный характер, чтобы в подготовительной группе ввести ребенка в «правовой мир», в конечном итоге «образовывая» его как активного правового субъекта.