Мы придерживаемся определения социальной компетентности как "интегративного личностного образования, объединяющего в систему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, позволяющих интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально значимых целей и решения проблем" [1, с.40].
Таким образом, компетентность можно определить как интегративное личностное образование, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Социальная компетентность человека включает в себя:
Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся.
Уровень развития социальной компетентности можно диагностировать по развитию следующих компонентов:
Умения:
Навыки:
Признаком социально-компетентного поведения, и в то же время условием его формирования является диалогическое взаимодействие. Диалогическое взаимодействие определяется отношением равноправия субъектов и взаимным личностным признанием. Это требует изменения мировоззрение педагога, изменение его профессиональной позиции от авторитарного и манипулятивного воздействий в сторону диалогического взаимодействия, стимулирующего собственную позицию учащегося.
Социальная компетентность предполагает усвоение знания, основанного на опыте социального взаимодействия. Для этого необходимо:
Деятельностный компонент является важной составляющей социальной компетентности. Для этого необходимо включение подростков в активную деятельность по преобразованию себя и окружающего социума, включение в разные виды полезной практической деятельности; создание условий для реализации усвоенных социальных норм и позитивного социального опыта.
Для того, чтобы целенаправленно, а не ситуативно формировать социальную компетентность личности школьников, необходимо в школе создавать контекст будущей социальной жизни и деятельности учащихся, предоставлять возможности получения опыта социального взаимодействия.
Обширные социальные отношения и связи в современном мире, сложные социальные действия, освоенные личностью в период взросления, социальные объекты, которые оказывают влияние на социальный опыт школьника, требуют, чтобы процесс формирования данного вида компетентности учитывал специфику условий жизни современного человека.
Список литературы
Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. - 228с.