УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рассматривая сущность социальной компетентности, многие исследователи высказывают разные точки зрения, определяют ее как знания, умения, навыки, способы (модели, шаблоны, сценарии) поведения в различных сферах социальной жизни человека.

Мы придерживаемся определения социальной компетентности как "интегративного личностного образования, объединяющего в систему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, позволяющих интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально значимых целей и решения проблем" [1, с.40].

Таким образом, компетентность можно определить как интегративное личностное образование, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

Социальная компетентность человека включает в себя:

  • знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе;
  • знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса;
  • знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т.п.) в различных сферах и областях социальной жизни - национальной, политической, религиозной, экономической, духовной и др.;
  • знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта и т.д.;
  • навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус;
  • умения и навыки эффективного социального взаимодействия (владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, механизмами взаимопонимания в процессе общения).

Как и всякая иная компетенция, социальная компетенция базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся.

Уровень развития социальной компетентности можно диагностировать по развитию следующих компонентов:

  • 1. Личностный компонент: социальная ответственность, эмоциональная устойчивость, социабельность, личностная активность, адекватная самооценка, волевой контроль, уверенность в себе, толерантность, мотивация достижения.
  • 2. Когнитивный компонент:
  • знания о сущности, структуре, функциях социальной компетентности, девиантного поведения, о сущности здорового образа жизни;
  • знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе, наличие и уровень развития их у себя;
  • знания о способах взаимодействия людей в обществе.
  • 3. Нравственно-ценностный компонент:
  • наличие жизненных ориентаций и целей;
  • принятие здорового образа жизни, осознание опасности употребления наркотических средств.
  • 4. Деятельностный компонент:

Умения:

  • анализировать ситуации взаимодействия людей;
  • правильно оценивать вербальную и невербальную экспрессию во взаимодействии с другими людьми;
  • предвидеть последствия деятельности и поведения своего и других;
  • логика социального взаимодействия.

Навыки:

  • конструктивного взаимодействия с окружающими;
  • коммуникативного контроля;
  • общительности;
  • организации продуктивной, социально-ориентированной деятельности.

Признаком социально-компетентного поведения, и в то же время условием его формирования является диалогическое взаимодействие. Диалогическое взаимодействие определяется отношением равноправия субъектов и взаимным личностным признанием. Это требует изменения мировоззрение педагога, изменение его профессиональной позиции  от  авторитарного и манипулятивного воздействий в сторону диалогического взаимодействия, стимулирующего собственную позицию учащегося.

Социальная компетентность предполагает усвоение знания, основанного на опыте социального взаимодействия. Для этого необходимо:

  • культивирование педагогами собственной позиции ребенка в различных ситуациях социального взаимодействия;
  • постановка ребенка в ситуации выбора;
  • обращение педагогов к личностным смыслам подростков в социальной деятельности;
  • активное использование групповой работы, организованной в соответствии с правилами социального взаимодействия;
  • ориентация на задачи возрастного развития личности подростка в процессе взаимодействия.

Деятельностный компонент является важной  составляющей социальной компетентности. Для этого необходимо включение подростков в активную деятельность по преобразованию себя и окружающего социума, включение в разные виды полезной практической деятельности; создание условий для реализации усвоенных социальных норм и позитивного социального опыта.

Для того, чтобы целенаправленно, а не ситуативно формировать социальную компетентность личности школьников, необходимо  в школе создавать контекст будущей социальной жизни и деятельности учащихся, предоставлять возможности получения опыта социального взаимодействия.

Обширные социальные отношения и связи в современном мире, сложные социальные действия, освоенные личностью в период взросления, социальные объекты, которые оказывают влияние на социальный опыт школьника, требуют, чтобы процесс формирования данного вида компетентности учитывал специфику условий жизни современного человека.

Список литературы

Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2004. - 228с.
Просмотров работы: 12