КЛУБ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

КЛУБ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема продуктивной организации свободного времени подростков интересует педагогов и родителей. Структура досуга подростков включает разнообразные виды деятельности общение со сверстниками; спортивно-оздоровительную деятельность, игры;  развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение фа­культативов и т.п.) и т.д.

Клубная работа - один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой актив­ности личности. По мнению ведущих специалистов в области социальной педагогики (Мудрик А.В., Бочарова В.Г., Овчарова Р.В., Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. и др.) посещения клуба способствуют включению подростка в много­образные социально ценные и личностно значимые виды дея­тельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.

Социальное воспитание - важнейшая часть воспитания. Его содержание, цели, средства и ре­зультаты органически переплетаются с другими направления­ми и компонентами целостного процесса воспитания человека. Интегрированным ре­зультатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром.  Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций. Мы придерживаемся, точки зрения Сластенина В.А., Шептенко П.А., Ворониной Г.А., которые под социальным воспитанием понимают создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий. Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).

Одним из средств социального воспитания подростков является клуб по месту жительства, который реализует программы по обеспечению досуга детей и подростков.  Разнообразные кружки и секции, функционирующие  на базе клуба, позволяют  подросткам реализовать свои интересы и способности, освоить социальные навыки и занять определенное место в обществе сверстников.

Автор статьи работает в клубе по месту жительства «Ветерок», организованном в г.Шуя Ивановской области.

В нём функционирует театральный кружок «Лицедеи», в котором дети под чутким вниманием руководителя разыгрывают различные театральные постановки и впоследствии выступают на межклубных и городских мероприятиях. Вокальный кружок «Поющий микрофон», который позволяет детям и подросткам  разучить песни и танцы, а также  участвовать в вокальных и танцевальных конкурсах, как городских, так и областных.  В кружке рукоделия «Веселая петелька» детишки учатся вязать оригинальные игрушки, а их работы затем участвуют в городских выставках.

Еще одним направлением деятельности КМЖ «Ветерок» является психолого-педагогическая помощь подросткам. Для реализации этого направления был создан кружок «Смайл», в котором проводятся психолого-педагогические тренинги, направленные на формирование лидерских качеств, толерантности, эмпатии, организаторских умений и умений работать в группе.  Актуальность создания кружка подтверждается необходимостью научить подростков позитивным социальным  отношениям. Так как в настоящее время в подростковой среде наблюдается: конфликтность, неумение выслушивать точку зрения противоположную собственной, агрессивное отношение к мнению ровесников, неумение работать в группе, неспособность найти пути самовыражения.

Цель программы кружка: формирование представлений и умений у школьников в сфере межличностного взаимодействия, развитие способности договариваться, принимать общее решение, предупреждать конфликтные ситуации.

Задачи:

1. способствовать формированию социальных умений и навыков;

2. развивать способности адекватно понимать себя и окружающих;

3. обучить приемам межличностного общения;

4. формировать позитивную направленность, толерантность, навыки работы в команде.

Кружок посещают школьники 11-14 лет, в основном девочки. Большинство из полных и благополучных семей, но являются единственным ребенком. Отсюда высокая степень избалованности, отсутствие уважения к мнению взрослых, неумение вести себя согласно общественным нормам, отсутствие навыков взаимодействия в коллективе.

На занятиях ребята рисуют, сочиняют, учатся выслушивать чужую точку зрения, правильно формулировать и высказывать свою, находить выходы из проблемных ситуаций. Подросткам нравится выполнять задания, особенно если дело касается коллективного обсуждения какой-то проблемы. Девочки активно высказывают свое мнение, доказывают свою точку зрения, пытаются находить доказательства. Так же ребята активно участвуют в ролевых и сюжетных играх, предложенных им на занятиях. Высокой популярностью пользуются активные игры: «Атомы-молекулы», «Разведчик», «Снайпер», «Мафия», «Паровозик» и т.п. 

Как показали результаты работы с этой группой подростков: у ребят снизился уровень конфликтности, получила развитие способность договариваться, умение слушать, принимать общее решение, сформировались представления и умения в сфере межличностного взаимодействия.

В дальнейшем планируется в реализации психолого-педагогического направления клуба: совершенствование форм работы, систематизация и обобщение опыта, внедрение опыта в работу других клубов, а так же углубленная работа с проблемами отдельных подростков и работа с родителями.

Просмотров работы: 4