Клубная работа - один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности. По мнению ведущих специалистов в области социальной педагогики (Мудрик А.В., Бочарова В.Г., Овчарова Р.В., Галагузова М.А., Мардахаев Л.В. и др.) посещения клуба способствуют включению подростка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.
Социальное воспитание - важнейшая часть воспитания. Его содержание, цели, средства и результаты органически переплетаются с другими направлениями и компонентами целостного процесса воспитания человека. Интегрированным результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций. Мы придерживаемся, точки зрения Сластенина В.А., Шептенко П.А., Ворониной Г.А., которые под социальным воспитанием понимают создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий. Социальное воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организаций и органов управления).
Одним из средств социального воспитания подростков является клуб по месту жительства, который реализует программы по обеспечению досуга детей и подростков. Разнообразные кружки и секции, функционирующие на базе клуба, позволяют подросткам реализовать свои интересы и способности, освоить социальные навыки и занять определенное место в обществе сверстников.
Автор статьи работает в клубе по месту жительства «Ветерок», организованном в г.Шуя Ивановской области.
В нём функционирует театральный кружок «Лицедеи», в котором дети под чутким вниманием руководителя разыгрывают различные театральные постановки и впоследствии выступают на межклубных и городских мероприятиях. Вокальный кружок «Поющий микрофон», который позволяет детям и подросткам разучить песни и танцы, а также участвовать в вокальных и танцевальных конкурсах, как городских, так и областных. В кружке рукоделия «Веселая петелька» детишки учатся вязать оригинальные игрушки, а их работы затем участвуют в городских выставках.
Еще одним направлением деятельности КМЖ «Ветерок» является психолого-педагогическая помощь подросткам. Для реализации этого направления был создан кружок «Смайл», в котором проводятся психолого-педагогические тренинги, направленные на формирование лидерских качеств, толерантности, эмпатии, организаторских умений и умений работать в группе. Актуальность создания кружка подтверждается необходимостью научить подростков позитивным социальным отношениям. Так как в настоящее время в подростковой среде наблюдается: конфликтность, неумение выслушивать точку зрения противоположную собственной, агрессивное отношение к мнению ровесников, неумение работать в группе, неспособность найти пути самовыражения.
Цель программы кружка: формирование представлений и умений у школьников в сфере межличностного взаимодействия, развитие способности договариваться, принимать общее решение, предупреждать конфликтные ситуации.
Задачи:
1. способствовать формированию социальных умений и навыков;
2. развивать способности адекватно понимать себя и окружающих;
3. обучить приемам межличностного общения;
4. формировать позитивную направленность, толерантность, навыки работы в команде.
Кружок посещают школьники 11-14 лет, в основном девочки. Большинство из полных и благополучных семей, но являются единственным ребенком. Отсюда высокая степень избалованности, отсутствие уважения к мнению взрослых, неумение вести себя согласно общественным нормам, отсутствие навыков взаимодействия в коллективе.
На занятиях ребята рисуют, сочиняют, учатся выслушивать чужую точку зрения, правильно формулировать и высказывать свою, находить выходы из проблемных ситуаций. Подросткам нравится выполнять задания, особенно если дело касается коллективного обсуждения какой-то проблемы. Девочки активно высказывают свое мнение, доказывают свою точку зрения, пытаются находить доказательства. Так же ребята активно участвуют в ролевых и сюжетных играх, предложенных им на занятиях. Высокой популярностью пользуются активные игры: «Атомы-молекулы», «Разведчик», «Снайпер», «Мафия», «Паровозик» и т.п.
Как показали результаты работы с этой группой подростков: у ребят снизился уровень конфликтности, получила развитие способность договариваться, умение слушать, принимать общее решение, сформировались представления и умения в сфере межличностного взаимодействия.
В дальнейшем планируется в реализации психолого-педагогического направления клуба: совершенствование форм работы, систематизация и обобщение опыта, внедрение опыта в работу других клубов, а так же углубленная работа с проблемами отдельных подростков и работа с родителями.