ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольной и школьный периоды. Многие ученые, педагоги, психологи в своих работах уделяли внимание развитию речи у детей, рассматривая речь как средство общения и познания окружающего мира. Так, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский указывали, что речь и язык необходимо развивать и совершенствовать, т.к. это формирует мышление. К.Д.Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка». Концепция современного образования  ставит перед учителями задачу подготовки учащихся, умеющих в совершенстве владеть языком, использовать его как главное коммуникативное средство. В  связи с возрастающим информационным потоком, воздействующим на ребенка, мы часто сталкиваемся с тем, что дети не владеют навыками грамотной устной и письменной речи, что в свою очередь сказывается на качестве их обучения. Речь как живой организм не приемлет вторжения инородных явлений, следовательно, нельзя заменить «живой язык» компьютером или другими техническими средствами. Прочувствовать речь и язык ребенок может через чтение литературы, через восприятие художественных образов, тем самым приобщаясь к сокровищнице языкового народного творчества.
На наш взгляд, учителю  начальных классов в процессе формирования развития речи у ребенка необходимо выполнять следующие условия:

1. Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся: восприятие правильной речи взрослых, чтение книг, слушание радио.
2. Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи - обеспечить речевую практику для учащихся.
3. Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образования форм - обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
4. Вести постоянную специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения, с изучаемым на них материалом.
5. Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение жестких требований к хорошей речи.

Основное в языковом образовании детей начальных классов заключается в том, чтобы научить детей осмысленно пользоваться литературным кодифицированным языком, языком книги, школы, науки. Школьное обучение предоставляет ребенку возможность черпать из живого источника родного языка все самое ценное и лучшее. Пользуясь сокровищами родного языка в той мере, в какой он им постепенно овладевает, ребенок, как и взрослый, выражает свои мысли. Мысль выражается в слове. В прочем, по выражению Л. С. Выготского, «мысль не выражается в слове, но совершенствуется в слове: такая тесная связь существует между языком и мышлением».

Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н. И. Жилкин  писал: "Речь - это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания".

Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?

Первое требование - требование содержательности речи.

Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен ему самому и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нём будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребенка жизнь. Приучить детей говорить только содержательно - очень важная задача учителя начальных классов.

Второе требование - требование логичности, последовательности, чёткости построения речи. Хорошее знание того, о чём школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание. На уроках русского языка и литературы применяются и такие требования к речевому оформлению, как выразительность, точность и чистота. Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова-синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого. Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи - это умение ярко, убедительно передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

Ясность речи - это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Любая речь  имеет своего адресата. Речи вредит излишняя сложность, перегруженность терминами, цитатами, «красивостями». Выбор языковых средств зависит от ситуации, от обстоятельств, контекста речи.

Чрезвычайно важна также произносительная сторона: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии - произносительных норм литературного языка, умение выразительно читать, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. И выразительность, и ясность речи предполагает также ее чистоту, т. е. отсутствие лишних слов, так называемых слов-паразитов: ну, это, это самое, значит, понимаешь, как бы, блин, так сказать; грубых, просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов. Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, ее соответствие  норме.

Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. Нельзя допускать, чтобы в начальных классах проводилась серьёзная работа лишь над отдельными сторонами речи.

Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Школьник приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает её простейшими средствами.

Мы используем все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений: изучаем сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы, антонимы. Литературно - художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить учащихся со стилистическим богатством русского языка. Так, сравнение встречается и в стихах, и в прозе. Важно, чтобы знакомство со сравнениями проходило на таких примерах, где предмет, с которым сравнивают, был бы  хорошо знаком детям. Иногда сравнение, развертываясь, превращается в широкую поэтическую картину, в которой явление природы олицетворяется, как, например, в стихотворении С.А.Есенина «Пороша».

Анализ сравнений не должен сводиться лишь к одной логической работе. Чтобы вызвать в воображении учащихся картины, образы, предлагаются, например, такие задания: «Представьте себе как тихо - тихо летят снежинки, обгоняют друг дружку... На что они похожи? Кто видел такой лёгкий снег? Расскажите».  Дети сравнивают снег с лёгкими пушинками, с тополиным пухом, с лебяжьим. Работа над сравнениями не должна навязываться детям. Каждое их сравнение только тогда будет представлять ценность в речевом развитии, когда оно родилось в сознании учащихся из потребности выразить передать яркую впечатляющую картину. Эпитет - это художественное определение, дающее яркое, образное представление о сущности предмета или явления. Эпитеты создают яркую, запоминающуюся картину. Очень важно, чтобы дети поняли поэтичность образов. Чаще всего эпитет - прилагательное, но он может быть выражен именем существительным: «Идет волшебница зима» (А.Пушкин) или наречием: «Колокольчик однозвучный/Утомительно гремит» (А.Пушкин)

Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе определен предмет. В стихотворении С. Есенина «Береза» дети встречаются с такими определениями - эпитетами:  «на пушистых ветках», «сонная тишина», «золотой огонь». Дети говорят: «Ветки пушистые потому, что они в инее, в снегу. Сонная тишина - очень тихо кругом, как будто все спит, береза стоит в сонной тишине. А когда поднялось солнце, то снежинки заблестели. Они как будто горят в золотом огне». Подобные ответы школьников свидетельствуют о поэтическом восприятии стихотворного текста. Очень важно, чтобы образные средства языка были использованы детьми в собственной речи, если не в свободной, творческой, то хотя бы в беседе или в пересказе прозаического текста. Если в первом и во втором классе учащиеся просто объясняют значение эпитетов, то в третьем и четвертом классе следует обращать внимание на эмоционально - экспрессивные оттенки слов, употребленных в роли эпитетов, на общее настроение, создаваемое ими. Так, при чтении стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина   очень важно, чтобы дети поняли, что слова «мутном», «бледное», «мрачное» создают печальное настроение, а эпитет «великолепными» рядом с определением «голубыми» отражает радость поэта.

В 3 и 4 классах проводятся специальные упражнения по подбору эпитетов. Работа состоит в следующем. Учащимся предлагается подумать, как можно сказать о хорошо знакомом предмете, например: о вечернем небе, о разбушевавшемся море, о теплом ветерке. Ребята на уроке подобрали эпитеты: небо огненное, пылающее, багровое, теплое, спокойное; море грозное, свирепое, могучее, жестокое, величественное; ветерок - ласковый, мягкий, нежный. Огромной изобразительной силой обладает метафора. В метафоре одно явление полностью уподоблено другому чем-то сходному с ним, при этом создается яркая, поэтическая картина: «Черемуха душистая/С весною расцвела...» (С.Есенин). Черемуха, будто девушка, завила свои ветки... Ручей поёт черемухе песню. Здесь метафоры развернуты в целые поэтические фразы. И черемуха, и ручей воспринимаются детьми, как живые действующие лица, они живут подобно людям. Нередко встречаются такие метафоры, в которых явления природы уподобляются живым существам (олицетворения), часто людям, например, олицетворяется зима в стихотворении А.С. Пушкина:  «север дохнул, завыл» и «сама идет волшебница зима...».

Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи. Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:

а) обнаружение в тексте «образных» слов;

б) объяснение функции, предназначения образного слова;

б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;

в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?

г) использование проанализированных и понятных образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;

д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;

е) специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и т.д.

Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей:  на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.

Нельзя, однако, забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ художественных средств языка при всем интересе к нему не должен превращаться в главный вид работы на уроке чтения. Следует стремиться к тому, чтобы работа учащихся над изобразительными средствами языка органически вплеталась в систему художественного анализа произведений.

Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Школьник приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает простейшими изобразительно-выразительными средствами.

Этим же целям, в сущности, служат и другие направления в общей системе словарной работы: обращение внимания детей на синонимы, антонимы, крылатые слова, многозначность слов; упражнения на их употребление в речи.

Освоение языка трудно отделить от освоения мира, определенную интерпретацию которого он фиксирует. Усваиваясь в процессе образования, язык способствует вырабатыванию способов восприятия мира и окружающей деятельности. Немецкий ученый Людвиг Витгенштейн говорил, что границы мира определяются границами языка. А значит, можно утверждать, что границы нашего мира определяется нашим образованием. Применяя вышеуказанную методику работы по развитию языка посредством художественных образов, нам удалось достигнуть определённых результатов в работе. Ученики участвуют в различных конкурсах по языку и литературе, показывают высокую успеваемость по предметам языкового цикла.   

Развитие выразительной речи младших школьников способствует  становлению их самостоятельности и индивидуальности, раскрытию творческих способностей, а также развивает ум, воображение, эстетический вкус,  помогает эмоционально  понять собеседника, способствует правильному пониманию речи как главного элемента общения.
 

Литература:

1.Львов М.Г. «Методика развития речи младших школьников» Москва «Просвещение», 1985.

2. "Русский язык и культура речи". Учебник, под ред. В.Д.Черняк, М.:Высш.шк.;С.-Пб.:Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, 2005.

Просмотров работы: 119