РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Из любого ребенка можно вырастить талант, если вовремя его «удобрить». Самое главное время для развивающегося человечка - это первые годы его жизни. Именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к образованию новых связей и здесь закладываются основы будущей жизни и характера в частности, поэтому воспитание и развитие в раннем возрасте считается самым важным этапом формирования личности.

Актуальность выбранной нами темы объясняется тем,  что материала по исследуемому вопросу очень много и он нуждается в систематизации - это во-первых. Именно потому целью нашей работы являются систематизация и осмысление уже имеющихся исследований. Во-вторых, на наш взгляд, проблема раннего развития ребенка актуальна всегда, несмотря на то, что в науке постоянно появляются все новые работы по этой проблеме. Целесообразно обратиться к некоторым из этих работ. В частности, Зайцев Н.А в основу методики обучения положил идею о том, что элементарной частицей речи является склад. Склад - это пара из согласной с гласной или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих знаменитых кубиков. Когда ребенок начинает говорить, он не произносит отдельно буквы, он говорит "ма", "па", "ба".  На кубиках применен этот метод. Обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же в игре малыши знакомятся и с математикой.

Основной принцип  в исследованиях  Марии Мантессори   - это  игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Он  основан на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме.  Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Глен Доман - один из руководителей Института развития человеческого потенциала в Филадельфии, разрабатывая свою методику, опирался на многолетние исследования, проводимые в самых разных странах мира как со здоровыми, так и с умственно отсталыми детьми. Исследования показали, что за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. "И в этом нет ничего странного, - утверждает Глен Доман, - просто дети делают то, что им нравится" [2]. Доман опирается на отличную зрительную память малышей. В методике Глена Домана используются так называемые "карточки Домана". Глен Доман рекомендует показывать малышу буквально с рождения большие карточки с крупно написанными на них красными словами (именно словами, а не буквами); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. Доман утверждает, что абстрактные символы - цифры и буквы - детям понять гораздо сложнее, нежели конкретные. А для малыша слово "МАМА" гораздо более конкретно, чем некая буква "М" или "А". А понятие "три кружочка" очевиднее, чем абстрактная загогулина в виде цифры  "3". Ребенок познает сначала количество, а уж потом порядок. Карточки Домана можно сделать самостоятельно.

Согласно теории  Масару Ибука, маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Масару Ибука  считает, что то, что дети усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По  мнению Масару Ибука, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают медленно, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда.

Маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, поэтому задача родителей состоит в том, чтобы предоставить своему ребенку как можно больше информации для познания. «Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым» [3]. «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но... не опаздывайте и, помогая, думайте сами. Нет тайны рождения, есть тайна развития» [4]. Эффективная система развивающих игр  для детей создана известными педагогами  Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздоровления детей в семье.

Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы. Никитины называют свои игры «ступеньками творчества». По методике Никитиных, игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Эти игры обладают большим потенциалом, то есть их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознание и достраивание образов, то есть на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным комплексом для ума, для развития творческих способностей ребенка, но при этом все задания по степени трудности возрастают. Если этого не будет, то развитие ребенка остается неизменным.

Таким образом, все авторы методики раннего развития ребенка говорят, что все дети в этом возрасте легко поддаются обучению и испытывают безграничную жажду знаний. Надо очень постараться, чтобы не отбить у них  желание получать новую информацию. Ни в коем случае не надо делать ничего, что могло бы вызвать скуку у ребенка. Родители - лучшие учителя для своего малыша. Нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, описанные исследователями. Ребенок - индивидуальность, неповторимая личность. Всегда надо помнить об этом.

Литература:

  1. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет». -1997г.
  2. Глен Доман «Гармоничное развитие ребенка» 2007г. golysh.ru/metodika-domana
  3. Масару Ибука «После трех уже поздно» - М.: РУССЛИТ, 1999. - 96с.
  4. Никитины Л. И Б. «Мы и наши родители». - М.: Молодая гвардия, 1990.
  5. Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников. М.: Изд. Дом РАО, 2004.
Просмотров работы: 27