СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все мы с детства помним о «минутках чистописания» в начальной школе. В некоторых школах чистописание - обучение красивому четкому письму - является   предметом  школьного  преподавания.  Каллиграфия  -  это  искусство  писать  четким,   красивым   почерком. У  большинства  из  нас далеко не каллиграфический почерк. Что случилось с почерком, почему так  много  ошибок,  почему  обучение  письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе  -  эти  вопросы  все больше  и  больше  волнуют  учителей  и  родителей.   Количество   детей   с трудностями   обучения   письму   и   нарушениями   письма  действительно увеличивается с каждым годом, и по самым общим  подсчетам  составляет  25-30% , причем это  дети,  имеющие  непроходящие  трудности  обучения.  Исследование методов Безруких М.М. и Хохлова  Т.Е.  показали,  что  многие  трудности  не заканчиваются  в  начальной  школе,  а  лишь  модифицируются  и  сохраняются  вплоть  до  окончания  школы.  Причин   для   возникновения   этих  трудностей  предостаточно:  и  чисто педагогические, и   медицинские,   и  физиологические, а системы коррекции нет. Учитель часто просто  «не  видит», как  и  когда   начинаются   многие   трудности,   еще   чаще   -   пытается  скорректировать не причину, а  результат,  и  нередко,  затратив  много  сил  (своих и ученика), не добивается желаемого результата.  Еще  чаще  жесткость  требований, недостаточное знание и учет возможностей  ученика,  неправильная тактика  педагогической  работы  и  работы   дома   приводят   к   серьезным отклонениям в состоянии здоровья ребенка. 

В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Современному обществу требуется всесторонне развитая личность. Многие ученые, такие, как Харламов И.Ф., Подласый И.П., выделяют структурные компоненты всестороннего развития личности и указывают на важнейшие его составные части, в роли которых выступают: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением её в производительный труд. Как видим, современный человек - это личность интеллектуально мыслящая, владеющая необходимыми видами и формами деятельности, направленной на решение насущных задач общества. Но это личность и грамотная, владеющая формами устной и письменной речи.

В своей исследовательской работе мы делаем акцент на письменную речь, которой должен владеть любой грамотный человек. Под письменной речью в научной литературе принято понимать самую многословную, точную и развёрнутую форму речи. В письменной речи передаётся словами то, что в устной речи передаётся с помощью интонации. Письменная речь появляется в результате специального обучения. На ранних этапах её формирования предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько техническая сторона написания букв, а затем слов и предложений. На данном этапе происходит формирование двигательных навыков письма.  По отношению к школе задача формирования каллиграфического навыка выступает как одна из проблем в образовании. Данная проблема остаётся актуальной как для учителей, так и для методистов, учёных. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: "письмо с секретом"; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов (Агаркова Н.Г., Безруких М.М.,  Илюхина В.А., Потапова Е.Н., Федосова Н.А.).  Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, неаккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о неграмотном и небрежном ребёнке. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Трудности, которые связаны с обучением письму: овладение формой букв, их безотрывное письмо и способы соединения, наклонное письмо - всё это теряется из-за отсутствия постоянных упражнений в письме.

Однако данная проблема в настоящее время не решена в полном аспекте. При овладении письмом дети испытывают не только физические, но психологические трудности. Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма.   В нашем исследовании мы сделали попытку сравнить методики Н.Г.Агарковой, М.М.Бехруких, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, с тем чтобы определить степень эффективности данных подходов.

Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся "письмо с секретом" В.А.Илюхиной. Самые большие трудности, доставляющие много огорчений - это уроки письма, говорит автор. В.А.Илюхина пришла к выводу, что сложнее всего написать детям те элементы букв, где присутствует "овал". Учёной было предложено заменить его прямой линией, оставив овалы в основном только в верхней части буквы. В.А.Илюхина выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, "поворот на месте" (закруглить), "крючок до середины", "секрет", "закрыть секрет", "рельсы". Упражнения, содержащие эти элементы, приучают писать детей в такт, по команде. Строгий размер в движении - вот вся тайна красивого и быстрого письма. Эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать, понять и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все вышеуказанные элементы пишутся без отрыва руки от тетради. В.А.Илюхина при написании слова предлагает проговаривать каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы: прямая наклонная линия, "поворот на месте", "крючок до середины", "секрет"- встречаются часто, и дети легко их усваивают. Каждый последующий урок - новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети "отправляются в поиск" самостоятельно. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя! Например: "Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, выполняем "поворот на месте", поднимаемся по "крючку" до середины, пишем "секрет", по "секрету" прямая наклонная линия вниз, "поворот на месте". То есть дети объясняют написание каждой буквы и в итоге получают целое слово - «школа». Методика В.А.Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.

Также мы рассмотрели технологию обучения письму Е.Н.Потаповой, которая основывается на трёх этапах: развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами). Проблему развития каллиграфического навыка у детей младшего школьного возраста    разработана в методике Н.А.Федосовой, которая основана на следующих компонентах:

- развитие тактильной памяти (работа с карточками - образцами для обвода);

- закрепление знаний, умений, навыков письма (работа с кальками).            

Методика В.А.Илюхиной "письмо с секретом" дает теоретическую разработку данной проблемы. Она как бы поднимает методику Е.Н.Потаповой на обновленный уровень, дополняя ее новым подходом к технике письма. Данная методика - творческое переосмысление идей Е.Н.Потаповой, дополненная собственными приемами, дающими высокий образовательный эффект, оригинальный подход к решению проблемы развития каллиграфического навыка у детей.

Е.Н.Потапова решает проблему каллиграфического письма в начальной школе, привнося элементы новизны в традиционную методику обучения письму поэтапно.

Первый этап обучения письму.

Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом.

Второй этап обучения письму.

Основная цель - развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Особенно большая роль отводится зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Предлагается вырезать буквы из наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика. С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной памяти - основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать.

Третий этап обучения письму.

Основная цель: закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками - кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова.

По данной методике работают многие учителя, если не используют её полностью, то берут элементы и вставляют их в свои уроки.

Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть письмо под счет. Обучение письму по системе Д.Б.Эльконина (автор М.М.Безруких)  основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Авторами разработано обучение тактированному письму, состоящее из трех этапов.

Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку.

На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох).

Третий этап включает следующие упражнения: обводку через прозрачную кальку под счет предложений, стихов и микротекстов. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь для формирования графо-моторного компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.

Рассматривая альтернативные технологии по методике обучения письму, необходимо также остановиться на методике Н.Г.Агарковой.

Так, Н.Г.Агаркова отмечает, что технология обучения первоначальному письму и формирования каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках письма, то есть русской графики, и занятия по выработке автоматизированности действия воспроизведения букв и их соединений на бумаге.

Прежде всего, это принципы:

-поэлементного изучения;

-одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов;

-принцип логической группировки буквенных знаков.

Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой буквы, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь ужедвигательных. Поэтому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой буквы. Это составляет необходимую основу для выработки каллиграфического навыка.

Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего, круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения.

Логические принципы группировки письменных букв позволяют в довольно короткий срок после букварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности каллиграфического навыка.

Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, раскрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: зрительных и двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй - закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности каллиграфического навыка.

На основании изученной литературы можно определить, что методики, предложенные Е.Н.Потаповой, Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной базируются на опыте многих учителей-предметников. Например, в методике Е.Н.Потаповой прослеживается генетический способ письма, копировальный и другие, используемые ещё в XIX веке. Тактовый, а также шрифтовой метод мы встречаем у В.А.Илюхиной и Н.Г.Агарковой. Методики Е.Н.Потаповой и Н.А.Федосовой позволяют развивать не только мелкую моторику рук, но и все виды памяти: тактильную, зрительную и слуховую. Методика В.А.Илюхиной позволяет исправить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, единственная методика, применение которой действительно приносит  видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.

Изученные нами методики Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной, Е.Н.Потаповой, М.М.Безруких, позволили сделать выводы:

1) в основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендовавшие себя исторически;

2) методики направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком;

3) имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер;

4) предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.

Литература:

  • 1. Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к "Азбуке" О.В.Джежелей / Н.Г.Агаркова, -М.: Дрофа, 2002.
  • 2. Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. -с.37-52.
  • 3. Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. -М.: Просвещение, 1990.
  • 4. Харламов, И.Ф. Педагогика /И.Ф.Харламов. - Минск: Университетское, 2002.
  • 5. Федосова Н.А.// Начальная школа. - 1987. -№4.
  • 6. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина / М.М.Безруких. - М.: Просвещение, 2002.
Просмотров работы: 517