По результатам исследования РГЮБ, чтение занимает четвертое место в структуре занятий в свободное время (39,6%), и первое в досуге студентов гуманитарных вузов. По результатам общероссийского социологического исследования, проведенного в 1998 г., в структуре чтения книг лицами до 29 лет доминировали детективы и боевики (43%), сборники анекдотов (33%), романы о любви (32%), фантастика (29%).
Суммируя анализ процессов, происходивших в молодежном чтении в 90-е гг., И.А.Бутенко [2] отмечает проявление следующих тенденций:
Очевидно, что существует большая проблема: как приучить ребенка к чтению? Какова роль школы в решении этой проблемы?
Согласно требованиям ФГОС НОО (2010), выпускники начальной школы должны:
Данный список демонстрирует как количественные характеристики (скорость чтения, количество наизусть заучиваемого материала, содержание материала по русскому языку), так и качественные (читательские и учебные умения, выразительное чтение и т.д.). Чтение не должно быть оторвано от письма, а большая часть должна отводиться собственно говорению (кратко излагать точку зрения автора, свое отношение к героям, объяснять свою точку зрения). В финальных требованиях по русскому языку остается диктант, а по литературе - изложение. В новых требованиях присутствует качественная характеристика понимания прочитанного материала, критическое отношение к собственной деятельности (чтению, письму, говорению), а также такое важное требование, как «самопроверка», «самооценивание».
В разделе «Содержание» указано, что следует учить созданию собственных литературных текстов, «дописыванию» и «досказыванию» известных и неизвестных сюжетов, написанию аннотаций, страничек читательского дневника, заметок в газету и другим творческим заданиям. Однако их отсутствие в требованиях снижает их значение в обучении. Выбор правильного ответа, объяснение значения терминов, выбор одного или нескольких возможных ответов и другие тестовые задания по разным предметам базируются на умениях чтения и письма, формирующихся на уроках русского языка и литературы.
К устной речи выпускника начальной школы относятся следующие требования:
- техника чтения;
-восприятие и понимание речи на уровне текста и подтекста;
-создание устных и письменных высказываний.
Понимание и интерпретация текста, а также обоснование своих выводов уже не ограничиваются выделением основной мысли текста. Требуется «раскрытие» связей и отношений текста с внешним миром, опытом, знаниями и обоснованное рассуждение об этом (простой тип рефлексии). Требуется выдвижение, подтверждение/отклонение гипотезы, а затем оценка текста, т.е. установление проблематических связей текста с внешним миром (сложный тип рефлексии). При этом задание может содержать очевидную установку (легкое задание) и неочевидную установку (сложное задание).
Требование глубокого, полного и точного понимания, критическая оценка и умение делать выводы, соотнеся общее и частное, гипотезы и их подтверждение, положительно и отрицательно окрашенную лексику относится к комплексному анализу разножанровых текстов.
Можно сделать вывод о том, что в настоящее время в начальной школе не уделяется достаточного внимания развитию интеллектуальных умений (анализ, обобщение, оценка), что является показателем низкого уровня сформированности общеучебных умений, который выразился в неумении работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах, а также низкого уровня коммуникативных умений. В тестах свободной формы примерно треть учащихся начальной школы пропускают задания, так как не могли сформулировать ответы. Школьники не могли выполнить даже задания, требующие ответа с использованием повседневной лексики.
При исследовании значимости обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, мы обращаемся к опыту учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области [3, 4, 5].
Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.
В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое "вдумчивое чтение", основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. Навык чтения - залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
Таким образом, роль грамотности, чтения, письма и говорения в процессе образования и самообразования сегодня возрастает только в условиях, когда обществом эта роль осознается и поддерживается государством. Чтение, письмо и устная речь (говорение) изменяются, но остаются ключом к получению информации и знаний, приобщению к культуре. Грамотность является целью обучения в начальной школе и средством последующего обучения. Очевидно, что умений, полученных в начальной школе, недостаточно для самореализации личности, и они должны развиваться в средней, старшей и высшей школе. Грамотная молодежь является залогом сохранения и развития культуры страны.
Эпоха идет вперед, а каждый отдельный человек начинается сызнова (В.Гете).
Литература