ПРОБЛЕМА БЕЗГРАМОТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМА БЕЗГРАМОТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Грамотность, позволяющая вступать в смысловую коммуникацию с другими людьми, с ними не встречаясь, через возможность пользоваться письменной речью, извлекать и передавать смысл, овладевать культурой предшествующих поколений и передавать ее другому, познать и исследовать прошлый опыт, идеи, знания, развивать мышление и память, контролировать коммуникативные процессы, безусловно является основой всего образовательного процесса [1].

По результатам исследования РГЮБ, чтение занимает четвертое место в структуре занятий в свободное время (39,6%), и первое в досуге студентов гуманитарных вузов. По результатам общероссийского социологического исследования, проведенного в 1998 г., в структуре чтения книг лицами до 29 лет доминировали детективы и боевики (43%), сборники анекдотов (33%), романы о любви (32%), фантастика (29%).

Суммируя анализ процессов, происходивших в молодежном чтении в 90-е гг., И.А.Бутенко [2] отмечает проявление следующих тенденций:

  • резкое возрастание потребности школьников в информации;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным», «досуговым»;
  • возрастание числа читающих только по школьной программе или ограничивающихся чтением периодики;
  • сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей и юношества;
  • замедленное вхождение ребенка-дошкольника в книжную культуру;
  • снижение интереса к чтению у некоторых групп младших школьников и подростков, что во многом обусловлено отсутствием у них книг;
  • ослабление интереса к чтению по мере взросления подростка;
  • усиление различий в круге чтения мальчиков и девочек;
  • увеличение доли подростков, предпочитающих журналы книгам;
  • возобладание взгляда на досуговое чтение только как на средство развлечения;
  • усиление воздействия массовой культуры на чтение детей, и особенно подростков, что проявляется в популярности триллеров, «ужастиков», сентиментальной «любовной» литературы, кинороманов, телесериалов и т.п.

Очевидно, что существует большая проблема: как приучить ребенка к чтению? Какова роль школы в решении этой проблемы? 

Согласно требованиям ФГОС НОО (2010),  выпускники начальной школы должны:

  • самостоятельно читать напечатанный текст со скоростью 75 - 85 слов в минуту вслух и 90 - 100 слов в минуту про себя;
  • читать вслух любой незнакомый текст, используя средства выразительности;
  • ориентироваться в оглавлении, сопоставлять его с заглавием, идентифицировать иллюстрации содержанию текста;
  • работать с текстом (определять тему, основную мысль, дать заглавие, разбить на части, коллективно составить план, пересказать по плану);
  • делить слова на слоги, соотносить звуки и буквы, находить ударный слог;
  • характеризовать части речи, определять синтаксическую роль, определять состав предложения, выделять грамматические основы;
  • применять алфавит для практической деятельности (работа со словарем, пользование каталогом);
  • различать произведения фольклора, особенности произведений устного народного творчества (сказка, былина) и жанры детской художественной литературы;
  • кратко излагать авторскую точку зрения, свое отношение к прочитанному произведению и героям, объяснять свою точку зрения;
  • правильно называть прочитанное произведение (заглавие, фамилию автора);
  • выразительно читать стихи и прозу, используя паузы, интонационный рисунок, логическое ударение, знать наизусть 10 - 15 стихотворений, 2 -3 отрывка из прозы;
  • разборчиво и аккуратно списывать и писать под диктовку текст их 75 - 80 слов с изученными орфограммами и пунктограммами;
  • с помощью учителя определять способы и действия при решении учебной задачи, сравнивать результаты своей деятельности с заданным образцом, пользоваться учебником для самоконтроля, проверять работу товарища, находить ошибки и словесно оценивать качество работы;
  • самостоятельно отбирать книги на заданную тему.

Данный список демонстрирует как количественные характеристики (скорость чтения, количество наизусть заучиваемого материала, содержание материала по русскому языку), так и качественные (читательские и учебные умения, выразительное чтение и т.д.). Чтение не должно быть оторвано от письма, а большая часть должна отводиться собственно говорению  (кратко излагать точку зрения автора, свое отношение к героям, объяснять свою точку зрения). В финальных требованиях по русскому языку остается диктант, а по литературе - изложение. В новых требованиях присутствует качественная характеристика понимания прочитанного материала, критическое отношение к собственной деятельности (чтению, письму, говорению), а также такое  важное  требование, как «самопроверка», «самооценивание».

В разделе «Содержание» указано, что следует учить созданию собственных литературных текстов, «дописыванию» и «досказыванию» известных и неизвестных сюжетов, написанию аннотаций, страничек читательского дневника, заметок в газету и другим творческим заданиям. Однако их отсутствие в требованиях снижает их значение в обучении. Выбор правильного ответа, объяснение значения терминов, выбор одного или нескольких возможных ответов и другие тестовые задания по разным предметам базируются на  умениях чтения и письма, формирующихся на уроках русского языка и литературы.

К устной речи выпускника начальной школы относятся следующие требования:

- техника чтения;

-восприятие и понимание речи на уровне текста и подтекста;

-создание устных и письменных высказываний.

Понимание и интерпретация текста, а также обоснование своих выводов  уже не ограничиваются выделением основной мысли текста. Требуется «раскрытие» связей и отношений текста с внешним миром, опытом, знаниями и обоснованное рассуждение об этом (простой тип рефлексии). Требуется выдвижение, подтверждение/отклонение гипотезы, а затем оценка текста, т.е. установление проблематических связей текста с внешним миром (сложный тип рефлексии). При этом задание может содержать очевидную установку (легкое задание) и неочевидную установку (сложное задание).

Требование глубокого, полного и точного понимания, критическая оценка и умение делать выводы, соотнеся общее и частное, гипотезы и их подтверждение, положительно и отрицательно окрашенную лексику относится к  комплексному анализу разножанровых текстов.

Можно сделать вывод о том, что в настоящее время в начальной школе не уделяется достаточного внимания развитию интеллектуальных умений (анализ, обобщение, оценка), что является показателем низкого уровня сформированности общеучебных умений, который выразился в неумении работать с информацией, представленной в текстах, таблицах, диаграммах, а также низкого уровня коммуникативных умений. В тестах свободной формы примерно треть учащихся начальной школы пропускают задания, так как не могли сформулировать ответы. Школьники не могли выполнить даже задания, требующие ответа с использованием повседневной лексики.

При исследовании значимости обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей,  мы обращаемся к опыту учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области [3, 4, 5].

Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы.

В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:

  • 1. Восприятие данных в тексте слов - умение по буквам догадываться о тех словах, которые ими обозначаются, умение, смотря на буквы, произнести или вспомнить определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв (в этом процессе восприятия букв, как символов определённого слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум человека: когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколько букв, сразу догадываемся о целом слове).
  • 2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами - прочитанное нами слово может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется понимание нами этого слова (в одном случае в нашем сознании возникает определённый, более или менее яркий образ, в другом - какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом - никакого образа и чувства, а только лишь простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное).
  • 3. Оценка прочитанного - умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её содержанию.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое "вдумчивое чтение", основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. Навык чтения - залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

 Таким образом, роль грамотности, чтения, письма и говорения в процессе образования и самообразования сегодня возрастает только в условиях, когда обществом эта роль осознается и поддерживается государством. Чтение, письмо и устная речь (говорение) изменяются, но остаются ключом к получению информации и знаний, приобщению к культуре. Грамотность является целью обучения в начальной школе и средством последующего обучения. Очевидно, что умений, полученных в начальной школе, недостаточно для самореализации личности, и они должны развиваться в средней, старшей и высшей школе. Грамотная молодежь является залогом сохранения и  развития культуры страны.

Эпоха идет вперед, а каждый отдельный человек начинается сызнова (В.Гете).

Литература

  • 1. Учебные стандарты школ России / Под ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова. - М., 1998] [Российский и зарубежный опыт построения систем образовательных систем образовательных стандартов. - М., 2000.
  • 2. Бутенко И.А. Чтение детей и подростков в конце XX века по материалам региональных исследований библиотек. - М.,1999.
  • 3. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д. Ушинского.// Начальная школа, 1994.№3, с.12-19.
  • 4. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? // Начальная школа, 2005,№2.
  • 5. Чечерина Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям.// 2006,№2.
Просмотров работы: 151