Именно на уроках математики учащийся должен привыкать к краткой, четкой, логически обоснованной речи. Именно математика приучает к тому, что даже в обычной речи следует избегать слов и фраз, которые не несут смысловой нагрузки [1].
Для овладения математическими знаниями существенно важно не только хорошее владение обычной речью, но и математической терминологией, символикой. Понимание математического материала находит внешнее выражение в правильной, хорошо развитой (устной и письменной) математической речи. Вообще, понимание, являясь мыслительным процессом, видом, стороной мышления, теснейшим образом связано с речью. Развитие речи учащихся (устной и письменной) осуществляется в процессе понимания ими соответствующего материала и на основе этого понимания. В то же время понимание становится возможным лишь на определенной речевой основе [4].
Анализ устных и письменных ответов учащихся на уроках математики школе свидетельствует о том, что во многих случаях ученики не умеют излагать свои мысли связно, грамотно, ясно и логично, грамматически неверно строят предложения, не умеют правильно оформлять записи, чертежи, схемы, допускают много ошибок, неточностей в написании и произнесении математических терминов. В школах формирование правильной математической речи осложняется еще и тем, что учащимся, помимо трудностей математического характера, приходится преодолевать еще и языковый барьер [3].
Имеет место весьма существенный разрыв между уровнем развития речи учащихся, предполагаемым к началу изучения систематического курса математики, и фактически достигаемым к этому времени уровнем. При этом от учащихся требуются достаточно развитые речевые умения, навыки рассуждений, умение владеть специальными речевыми оборотами, выражающими схемы правильных умозаключений, свободное владение некоторыми специфическими для математики оборотами речи ("по крайней мере один", "один и только один", "не более одного", "существуют", "все", "некоторые" и т.д.). Отсутствие таких умений весьма затрудняет обучение математике. Недостатки в развитии речевой культуры учащихся, влияющие на качество усвоения учащимися материала, являются следствием недостаточной теоретической разработанности методики развития речи учащихся при изучении математики в целом [2].
Многие учителя довольно часто используют в своей практике отдельные приемы развития математической речи учащихся. Однако эта работа, не будучи обеспечена научно-методической основой, носит эпизодический характер и поэтому не является достаточно эффективной [2].
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что разработанные методика и система упражнений для развития устной и письменной математической речи учащихся при изучении математического материала в 1-4 классах органически вписываются в учебный процесс и дают заметный развивающий эффект. Разработанная методика развития математической речи учащихся ориентирована на основное содержание обучения математике в 1-4 классах и инвариантна относительно специфических особенностей различных учебников этих классов.
Для успешного формирования математической речи учащихся, как важнейшего условия и показателя развития понимания учащимися математического материала, необходимо:
- специальное планирование работы по развитию математической речи учащихся при изучении каждого раздела программы с учетом основной цели обучения математике;
- систематическое использование речевых умений учащихся в качестве критерия достижения ими определенных уровней понимания изучаемого материала и уточнение на этой основе содержания дальнейшей работы;
- учет специфических трудностей, связанных с искаженным восприятием наглядного образа, неверным пониманием термина, неумением точно и кратко выразить свою мысль;
- при изучении математического материала необходимо предусматривать специальную работу над лексикой, выделение опорных оборотов речи, подготовку учащихся к изложению материала в форме монологической речи;
- использовать при проверке знаний учащихся задания речевого характера (словарно-понятийные диктанты, математические изложения, устное описание чертежа и др.), выявляющие уровни понимания ими изученного материала [3].
Таким образом, формирование математической речи учащихся осуществляется через систему упражнений, основу которой составляют традиционные упражнения, подвергнутые специальной методической обработке, усиливающей их функцию формирования речевых умений и включающей специальные типы упражнений на развитие устной и письменной математической речи учащихся. Основным и наиболее доступным средством проверки понимания математического материала являются учебные задачи, несущие дидактические, познавательные и развивающие функции [2].
Литература:
1. Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М.: Гос. уч.пед.изд-во, 1975. - 128 с.
2. Володарская И.А. Формирование обобщенных приемов математического мышления. В кн.: Управление познавательной деятельностью учащихся. /Под ред. Гальперина П.Я., Талызиной Н.Ф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972, с.163-208.
3. Икрамов Дж. Математическая культура школьника. Методические аспекты проблемы развития мышления и языка школьников при обучении математике. Ташкент: Укитувчя , 1981. - 277 с.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд., т. 20. -827 с.