ФРЕЙМЫ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФРЕЙМЫ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Фрейм - (англ. frame - «каркас» или «рамка») - способ представления знаний в искусственном интеллекте, представляющий собой схему действий в реальной ситуации. Первоначально термин «фрейм» ввёл Марвин Минский в 70-е годы XX века для обозначения структуры знаний для восприятия пространственных сцен. Фрейм - это модель абстрактного образа, минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса.

Фреймы используются в системах искусственного интеллекта (например, в экспертных системах) как одна из распространенных форм представления знаний.

Постепенно, с развитием науки, фреймы стали использоваться и в других областях знаний. Одной из этих областей стала лингвистика и вся система русского языка. Тем самым учение о фреймах мы можем связать с любой темой из раздела языкознания уже в начальной школе. Одной из этих тем является тема «Словообразование» [1].

Словообразование - это процесс образования новых слов и названия раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему русского языка.

Объектом исследования в словообразовании является слово со стороны его структуры. Структура слова выявляется в результате анализа, то есть разложение слова на составные его части (морфемы) на основе либо морфемного анализа, либо словообразовательного.

 В словообразовании выделяют два основных раздела:

  • Морфемика
  • Деривация

На основе учения о фреймах, словообразование мы можем представить в качестве фрейма, а морфемику и деривацию в виде слотов этого фрейма.

Морфемика - это учение о значимых частях слова (морфемах), учение о морфемной структуре слова.

Деривация - это учение о словообразовательной роли морфем, о способах образования новых слов в языке, об их словообразовательных связях с другими словами, о закономерностях современного русского словообразования [2].

В каждом слоте фрейма «словообразование» мы можем выделить фреймы- экземпляры.

Следующими фреймами-экземплярами  в слоте «морфемика» мы  выделяем:

1. Основа- это обязательный, неизменный по значению и строению элемент в морфемной структуре слова, выражающий его лексическое значение.

Фрейм-экземпляр в сою очередь подразделяется на фреймы- структуры «основа слова» и «основа словоформы».

Основа словоформы - это часть слова без окончания и формообразующих аффиксов.

Основа слова - это общая часть всех его словоформ, то есть это та часть, которая остаётся после отсечения окончания и формообразующих морфем (аффиксов).

2. Окончание - это изменяемая часть слова, выражающая его грамматическое значение и служащая для связи слов в предложении.

3. Корень - это общая, неделимая часть всех родственных слов, содержащих в себе ядро лексического значения.

Фрейм - экземпляр «корень» представляется в двух фреймах - структурах «свободный корень» и «связанный корень».

  • Свободный корень - это такой корень, который может быть употреблен в структуре слова как вместе с аффиксами, так и без них (только с окончанием).
  • Связанный корень - это такой корень, который без приставок и суффиксов употребляться не могут, то есть не могут находиться рядом с окончанием и не могут составлять основу слова.

4. Приставка - это аффикс, стоящий перед корнем и служащий для образования новых слов или грамматических форм слова.

5. Суффикс - это аффикс, который стоит после корня или другого суффикса и служащий для образования новых слов или форм одного и того же слова.

6. Интерфикс - это аффикс, находящийся между двумя основами в структуре сложного слова и служащий для соединения этих основ в одну.

7. Постфикс - это аффикс, который находится после окончания или суффикса и служащий для образования новых слов или форм одного и того же слова.

Следующие аффиксы и способы образования новых слов изучаются в старших классах.

8. Унификс - это уникальная единичная морфема. Они выделяются лишь в отдельных, нетипичных по структуре словах.

9. Конфикс - это комплекс, состоящий из приставки и суффикса, одновременно присоединяющийся к производящей основе.

10. Аффиксоид - это корневая морфема, сблизившаяся по функциям с аффиксами.

Дериват - это слово, значение и звучание которого обусловлено значением и формой однокоренного слова, от которого оно образовано [3].

Таким образом, в слоте «дериват» мы выделяем следующие фреймы- экземпляры:

1. Языковые (системные) - это дериваты, которые были образованы в строгом соответствии с законами словообразования и зафиксированы в словарях. Это реальные слова, воспроизводимые из памяти.

2. Речевые - это дериваты, которые были образованны в процессе речи, по мере необходимости.

Фрейм - экземпляр «речевой дериват» подразделяется на два фрейма - структуры «потенциальные слова» и «окказионализмы».

Потенциальные слова - это слова, которые образованы по законам словообразования в спонтанной речи, они легко понимаются, но в словарях не зафиксированы.

Окказионализмы - это авторские неологизмы, образованные с нарушением словообразовательных закономерностей.

Объединив фрейм «словообрарование», его слоты и фреймы - экземпляры, мы можем создать общую схему в разделе «Словообразование».

Таким образом, можно сделать вывод, что учение о фреймах может быть связано с любой темой в русском языке.

Создание таких схем и  фреймов помогает ученику запомнить основные понятия, структуру, иерархию языковых единиц и лучше усвоить курс обучения. Учителю русского языка необходимо владеть механизмом создания фрейма для создания наглядно-графического дидактического материала.

Список литературы:

1.http://ru.wikipedia.org - Википедия

2. http://www.filologia.su/freymy - Филология и лингвистика

3. Ахманова О. С. Морфемика // Словарь лингвистических терминов - Изд. 4-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2007. - 576 с

4. Минский М. Фреймы для представления знаний. М.: Мир, 1979.

5. Касаткин Л. Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку. М., «Высшая школа», 1991.

Просмотров работы: 43