МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Моделирование - это исследование объекта, при котором изучается не сам объект, а вспомогательная искусственная или естественная  система,  находящаяся в некотором объективном соответствии с этим объектом, способная замещать его в отношении и дающая информацию о самом моделируемом объекте.  Между исследователем и объектом познания стоит модель. Подлинное назначение модели - быть объектом действия, посредством которого получают новую информацию об оригинале.

Модель выполняет эвристическую функцию выделения всех общих характеристик изучаемых объектов. Если наглядность позволяет представить только внешние стороны объекта,  то моделирование служит средством целостного отражения отдельного и общего,  чувственного и логического,  внешнего и внутреннего. Обучение моделированию учащихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.

Моделирование есть одно из основных учебных действий, которое является составным элементом учебной деятельности. Увеличение теоретической составляющей школьных программ заставляют задуматься о создании систем наглядно-образных опор,  помогающих ученику фиксировать в своём представлении   какое-то новое правило,  способ проверки,  новый термин и т. д.  Модели используются для изучения любых объектов (явлений, процессов), для решения самых разнообразных задач. Модель поэтому определяется, как обычно, как некий объект (система), исследование которого служит средством для получения знаний о другом объекте (оригинале). Во всех случаях между моделью и оригиналом имеется определенное соотношение, которое показывает, в каком смысле оригинал и его модель подобны, аналогичны. Модель всегда отличается от оригинала, но в каком-то отношении она аналогична ему. Часто модели используются для замещения объекта каким-либо другим, более удобным в данных условиях. Моделирование используется очень широко в педагогических целях. При этом важно учитывать, что модели всегда строятся и выбираются человеком для определенных целей, а не даны изначально. Поэтому для одного и того же объекта можно построить разные модели. 

Одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Языковое образование и речевое развитие младших школьников - одна из центральных задач сегодня в школе. В современной методике преподавания русского языка владение языком описывается через понятие компетенция.

Мы понимаем речевую компетенцию как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. Формирование речевой компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь - это общение. А. Сент - Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения». 

Целью нашего исследования стала необходимость выяснить, является ли прием моделирования эффективным средством развития речевой компетенции  младшего школьника. Эксперимент проводился на базе МОУ СОШ №82, г. Ульяновска.

Учащиеся 3Б класса, СОШ № 82, на уроке русского языка писали изложение по стандартной схеме: составление плана изложения вместе с учителем, затем непосредственное написание самого изложения. Учащимся же  3Г класса предлагалось смоделировать вместе с учителем три схемы-модели, центральные слоты которых назывались так: «Главные герои», «Основные события», «Особенности».

Цель первой схемы - модели: выделить главных действующих лиц; цель второй схемы - модели: выделить основные события, проследить причинно - следственные связи в поведении героев; цель третьей схемы - модели: выделить основные особенности произведения, т.е. то,  что ученик считает наиболее важным  для себя, опираясь на свою собственную точку зрения.

Принцип работы с полученными моделями:

На доске нарисованы пустые слоты, предполагающие заполнение определенным материалом, в соответствии с целью создания «будущей» схемы - модели. Учитель у доски (с помощью класса) восстанавливает последовательность событий рассказа, определяет основных героев,  характеризует особенности рассказа.  После заполнения пустых ячеек моделей ученики пересказывают текст, используя записи на доске. Затем учитель закрывает часть схемы и ученики пересказывают текст с использованием оставшихся на доске записей. Далее учитель закрывает схему - модель целиком. Последний ученик пересказывает текст без каких-либо подсказок. «Открываем» схему. Сравниваем пересказ и написанное. В идеале рассказ ученика должен быть богаче, ярче схемы-модели, т.к. модель - лишь остов, скелет рассказа.  И только затем дети приступают  к написанию изложения.

По результатам нашего эксперимента стало ясно, что после внедрения     приема моделирования в экспериментальном классе уровень речевой компетенции значительно возрос, нежели в классе, где работа проводилась по стандартной методике. А это значит, что данный прием эффективен, т.к.  способствует развитию речевой компетенции младшего школьника.

Литература

  1. Баранов М. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии: начинающему учителю // РЯШ. - 1991. - N2. - С.35-41.
  2. Габитова В. Схемы при обучении орфографии: методическая почта // РЯШ. - 1991. - N1. - С.32-34.
  3. Кузнецова В.В., Волынкина Е.А. Моделирование - условие эффективности обучения языку/ В.В. Кузнецова, Е.А. Волынкина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - №11. - С. 106 - 108.
  4. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении/ Л.М. Фридман - М.: Знание, 1984. - с.25 - 55.
  5. Интернет - ресурс:   http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472923
  6. Интернет - ресурс:  http://www.dioo.ru/harakteristiki.html
Просмотров работы: 32