ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДОЛЮБИЯ КАК ОСНОВЫ НОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДОЛЮБИЯ КАК ОСНОВЫ НОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной России складывается противоречивая ситуация в области эколого-природоведческого образования и воспитания. Доминирование идеологии природопользования и потребления противоречит необходимости кардинального культурологического, аксиологического переворота в отношения современного человека к природе, утверждении нравственного императива его взаимодействия с природой, экологизации духовной культуры человека и одухотворению взаимодействия человека с природой.

В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается необходимость воспитания любви к окружающей природе. Сформулированная в законе задача может быть решена на основе формирования культуры природолюбия, которая в настоящее время становится неотъемлемой частью и одним из основных показателей общей культуры личности, а также является результатом экологического образования и воспитания, наиболее эффективно осуществляющихся в начальной школе, когда у учащихся преобладает эмоционально-чувственный способ освоения окружающего мира. Однако анализ учебных программ начальной школы, в частности естественнонаучного цикла, выявляет их направленность на общее знакомство детей с окружающей средой и недостаточную содержательность по формированию чувственных отношений к природе. Данное противоречие между декларируемой приоритетностью экологического образования и его фактическим содержанием свидетельствует о необходимости научного поиска педагогических мер, способных обеспечить подготовку школьников к гармоничному взаимодействию с природой [5]. 

Однако анализ учебных программ начальной школы, в частности естественнонаучного цикла, выявляет их направленность на общее знакомство детей с окружающей средой и недостаточную содержательность по формированию чувственных отношений к природе.

Современные исследователи в сфере экологической психологии и экологического образования едины в своей точке зрения на то, что антропоцентризм современного сознания человека привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма:  «природа  как окружающая среда» [1].

К недостаткам существующей образовательной системы З.И. Тюмасева  и Б.Ф. Кваша относят следующие [7]:

  • Отсутствует непрерывность и преемственность;
  • Не рассматривается принцип природосообразности как основополагающий;
  • Доминирует традиционность (форм, методов обучения);
  • Отсутствует направленность на формирование природолюбия и рационального природопользования;
  • Отсутствует творческий подход к формированию личности;
  • Намечена тенденция к здоровьезатратности обучения.

З.И. Тюмасева  и Б.Ф. Кваша также отмечают, что «в основе новой культуры отношений человека и природы, прежде всего, лежит чувство ответственности и любви к природе».

Современные исследования обнаруживают, что понятие «любовь к природе» рассматривается как одна из центральных мировоззренческих идей, как психологическая установка экологического образования и как основа новой культуры отношений человека и природы.

О необходимости любви к природе на уроках школьного естествознания еще в XIX веке писали русские педагоги Ястребцов, Сальцман, Симашко; известный педагог-естественник Д.Н. Кайгородов неоднократно заявлял: "Нужно культивировать в школе не мертвую науку о природе, а живую любовь к природе и Божьим творениям" [3].

Одну из наиболее серьезных работ обсуждению такого сложного и таинственного понятия как любовь к природе посвятил известный российский педагог  Б.Е. Райков еще в 1915 году [4]. По его мнению, любовь к природе является "отвлеченным чувствованием собирательного характера". В него входят разнообразные и сложные переживания, как то:

1. Наслаждение красивыми формами, красками, звуками и связанные с этим восприятия и представления;

2. Удивление перед разнообразием форм и явлений в природе, интерес перед новым, незнакомым, проистекающее отсюда стремление узнать, понять, объяснить наслаждение от успеха самостоятельных попыток и достижений в этой области;

3. Преклонение перед величием природы, ее возвышенной красотой, необъятностью, переходящее в чувство умиления, сознания собственного ничтожества, скоротечности нашего бытия перед лицом вечности, священный трепет перед бесконечностью" [4].

Природолюбие не сводится ни к одной из существующих наук, так как представляет некое интегральное явление, феномен науки, культуры и практики, важный и необходимый элемент мировоззрения современного человека. Это явление проявляется в музыкальных, поэтических, живописных и иных образах, новом глобальном мышлении и поступках людей. Чувство природолюбия носит не только индивидуальный, но и коллективный характер, оно может сознаваться людьми, различающимися по национальности, вероисповеданию, культуре и достатку. Овладение миром этого чувства может рассматриваться в дальнейшем как часть сознания Будущего, как постижение чужой душой части новой науки - науки Будущего [2].

В работах Суетиной О.Н. природолюбие понимается  как нравственное качество личности, основанное на любви к природе и характеризующее чувственно-познавательно-потребительские отношения человека с конкретными природными объектами и явлениями, представляет собой сложное личностное образование, представленное совокупностью экологических знаний, ценностей, нравственно-экологических императивов, чувственных отношений к природе и проявляющееся в эколого-целесообразной, природоохранной деятельности личности. Данное качество входит в состав экологической культуры личности, являющейся, в свою очередь, составной частью базовой культуры личности [6].

У Соколовой Н.А. под природолюбием подразумевается качество личности, основанное на чувстве любви к природе, характеризующееся субъектным, чувственно-ценностным и созидательным  отношением  к ней [5].

В настоящее время природолюбие является важной составляющей таких наук, как социальная экология и экология человека, ноосферология, также оно может входить в состав экологической этики или биоэтики - как науки о взаимоотношениях человека с миром живой природы [2].

Экологическая  этика -  это  учение  об  этических  отношениях  человека  с  природой,  основанных  на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека. Основоположником экологической этики считается немецкий философ-гуманист Альберт Швейцер. Важнейшим принципом швейцеровской этики является благоговение перед жизнью. Жизнь, согласно Швейцеру, как самое сокровенное, из того, что создала природа, требует к себе великого уважения. Это требование охватывает любую жизнь, независимо от уровня ее развития. «Этика благоговения перед жизнью, - подчеркивает Швейцер, не делает различия между жизнью высшей или низшей, более ценной или менее ценной» [2].

Таким образом, можно сделать вывод что,  природолюбие  -  это  совокупность  экологических  личностных  качеств, мировоззрения,  знаний и умений,  выражающихся  в  поступках  и  действиях  приносящих  определенный  эффект  в  целях  сохранении  природы  и окружающей  среды. Культура  природолюбия -  сложное многоаспектное  явление,  идентифицируясь  с  которым  общество обретает  формы и содержание  деятельности, направленной на  устойчивое  развитие.

Литература:

  • 1. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Р-на-Д: Изд-во «Феникс», 1996. - 480 с.
  • 2. Зотов В.В. Что такое природолюбие? Природолюбие без границ / В.В. Зотов, В.А. Исаев, А.В. Рыженков. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://council.gov.ru/files/journalsf/item/20061107113415.pdf
  • 3. КайгородовД. Наразныетемы, преимущественно педагогические: СПБ, 1907
  • 4. Райков Б.Е., 1915, Школьное естествознание и любовь к природе, в кн. Райков Б.Е., Вагнер В.А., Естествознание в школе, Пг. Образование, с.5-39
  • 5. СоколоваН. А.Формированиекультурыприродолюбиямладших школьников: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук :13.00.01 /СоколоваНадежда Анатольевна.- Челябинск: издательство Челяб. гос.пед. ун-та, 2008.- 23 с.
  • 6. Суетина О. Н.Развитиеприродолюбияу студентов педвуза в процессе экологического образования: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук:13.00.08 /Ольга Николаевна Суетина.- Магнитогорск: кафедра проф. пед. обр. ГОУ ВПО «Шадринский гос. пед. инст.», 2006.- 23с.
  • 7. Тюмасева З.И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека: монография / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. - 264 с.
Просмотров работы: 66