В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается необходимость воспитания любви к окружающей природе. Сформулированная в законе задача может быть решена на основе формирования культуры природолюбия, которая в настоящее время становится неотъемлемой частью и одним из основных показателей общей культуры личности, а также является результатом экологического образования и воспитания, наиболее эффективно осуществляющихся в начальной школе, когда у учащихся преобладает эмоционально-чувственный способ освоения окружающего мира. Однако анализ учебных программ начальной школы, в частности естественнонаучного цикла, выявляет их направленность на общее знакомство детей с окружающей средой и недостаточную содержательность по формированию чувственных отношений к природе. Данное противоречие между декларируемой приоритетностью экологического образования и его фактическим содержанием свидетельствует о необходимости научного поиска педагогических мер, способных обеспечить подготовку школьников к гармоничному взаимодействию с природой [5].
Однако анализ учебных программ начальной школы, в частности естественнонаучного цикла, выявляет их направленность на общее знакомство детей с окружающей средой и недостаточную содержательность по формированию чувственных отношений к природе.
Современные исследователи в сфере экологической психологии и экологического образования едины в своей точке зрения на то, что антропоцентризм современного сознания человека привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окружающая среда» [1].
К недостаткам существующей образовательной системы З.И. Тюмасева и Б.Ф. Кваша относят следующие [7]:
З.И. Тюмасева и Б.Ф. Кваша также отмечают, что «в основе новой культуры отношений человека и природы, прежде всего, лежит чувство ответственности и любви к природе».
Современные исследования обнаруживают, что понятие «любовь к природе» рассматривается как одна из центральных мировоззренческих идей, как психологическая установка экологического образования и как основа новой культуры отношений человека и природы.
О необходимости любви к природе на уроках школьного естествознания еще в XIX веке писали русские педагоги Ястребцов, Сальцман, Симашко; известный педагог-естественник Д.Н. Кайгородов неоднократно заявлял: "Нужно культивировать в школе не мертвую науку о природе, а живую любовь к природе и Божьим творениям" [3].
Одну из наиболее серьезных работ обсуждению такого сложного и таинственного понятия как любовь к природе посвятил известный российский педагог Б.Е. Райков еще в 1915 году [4]. По его мнению, любовь к природе является "отвлеченным чувствованием собирательного характера". В него входят разнообразные и сложные переживания, как то:
1. Наслаждение красивыми формами, красками, звуками и связанные с этим восприятия и представления;
2. Удивление перед разнообразием форм и явлений в природе, интерес перед новым, незнакомым, проистекающее отсюда стремление узнать, понять, объяснить наслаждение от успеха самостоятельных попыток и достижений в этой области;
3. Преклонение перед величием природы, ее возвышенной красотой, необъятностью, переходящее в чувство умиления, сознания собственного ничтожества, скоротечности нашего бытия перед лицом вечности, священный трепет перед бесконечностью" [4].
Природолюбие не сводится ни к одной из существующих наук, так как представляет некое интегральное явление, феномен науки, культуры и практики, важный и необходимый элемент мировоззрения современного человека. Это явление проявляется в музыкальных, поэтических, живописных и иных образах, новом глобальном мышлении и поступках людей. Чувство природолюбия носит не только индивидуальный, но и коллективный характер, оно может сознаваться людьми, различающимися по национальности, вероисповеданию, культуре и достатку. Овладение миром этого чувства может рассматриваться в дальнейшем как часть сознания Будущего, как постижение чужой душой части новой науки - науки Будущего [2].
В работах Суетиной О.Н. природолюбие понимается как нравственное качество личности, основанное на любви к природе и характеризующее чувственно-познавательно-потребительские отношения человека с конкретными природными объектами и явлениями, представляет собой сложное личностное образование, представленное совокупностью экологических знаний, ценностей, нравственно-экологических императивов, чувственных отношений к природе и проявляющееся в эколого-целесообразной, природоохранной деятельности личности. Данное качество входит в состав экологической культуры личности, являющейся, в свою очередь, составной частью базовой культуры личности [6].
У Соколовой Н.А. под природолюбием подразумевается качество личности, основанное на чувстве любви к природе, характеризующееся субъектным, чувственно-ценностным и созидательным отношением к ней [5].
В настоящее время природолюбие является важной составляющей таких наук, как социальная экология и экология человека, ноосферология, также оно может входить в состав экологической этики или биоэтики - как науки о взаимоотношениях человека с миром живой природы [2].
Экологическая этика - это учение об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека. Основоположником экологической этики считается немецкий философ-гуманист Альберт Швейцер. Важнейшим принципом швейцеровской этики является благоговение перед жизнью. Жизнь, согласно Швейцеру, как самое сокровенное, из того, что создала природа, требует к себе великого уважения. Это требование охватывает любую жизнь, независимо от уровня ее развития. «Этика благоговения перед жизнью, - подчеркивает Швейцер, не делает различия между жизнью высшей или низшей, более ценной или менее ценной» [2].
Таким образом, можно сделать вывод что, природолюбие - это совокупность экологических личностных качеств, мировоззрения, знаний и умений, выражающихся в поступках и действиях приносящих определенный эффект в целях сохранении природы и окружающей среды. Культура природолюбия - сложное многоаспектное явление, идентифицируясь с которым общество обретает формы и содержание деятельности, направленной на устойчивое развитие.
Литература: