Одним из главных направлений работы школы, в особенности младшей, должно стать развитие орфоэпически правильной речи детей, совершенствование их произносительно-слуховой культуры, формирование хорошей дикции, развитие выразительности речи, повышение культуры живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. До сих пор актуальными остаются слова, сказанные более полувека назад: «...мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да еще редкая гостья, парадная, так сказать». В Законе РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, а также в Образовательном стандарте начальной школы 2 поколения (2010 год) говорится необходимости формирования у младших школьников норм и правил орфоэпии [3].
Для успешной работы по развитию звуковой стороны речи учащихся важно раскрыть механизмы освоения русского литературного произношения детьми младшего школьного возраста, показать закономерности и особенности владения орфоэпическими нормами на начальном этапе обучения. Ребенок-дошкольник воспринимает и воспроизводит лишь одну форму речи - устную, при этом его произношение всегда сравнивается с произношением взрослых «без всякого рассмотрения отношения к орфографическому, письменному языку» [2].
С поступлением в школу процесс освоения детьми нормированного произношения продолжается под значительным воздействием на него письма. В школе дети начинают овладевать двумя совершенно новыми для них видами речевой деятельности: чтением и письмом, которые включают в работу зрительный анализатор, что вызывает существенную перестройку ранее сложившихся механизмов в слуховом и речедвигательном анализаторах. Так, увидев в книге или на доске слово «ЧТО», сумев его прочитать, ребенок понимает, что его устное «ЧЁ» не соответствует написанному и должно быть исправлено.
Именно в младшем школьном возрасте актуализируется тенденция сближения произношения с написанием, признаваемая многими российскими лингвистами ведущей тенденцией развития орфоэпической нормы в наши дни. К. С. Горбачевич пишет: «Конечно, влияние книги и раньше сказывалось на произношении звуков. Однако теперь «в условиях всеобщей грамотности», когда устные речевые навыки закладываются не только на слух путем подражания речи взрослых, но и благодаря зрительному усвоению графического образа напечатанного слова, воздействие письма на произношение несоизмеримо возросло» [1].
Таким образом, произносительные умения учащихся начальных классов складываются и развиваются под неослабевающим влиянием графической формы слова, с чем нельзя не считаться при организации орфоэпической работы в начальных классах. Однако для обучения детей орфоэпии понимания общих закономерностей и особенностей владения произношением в младшем школьном возрасте недостаточно. Важно представлять конкретный уровень орфоэпической грамотности учащихся начальных классов, знать их типичные произносительные ошибки, а также характер проявления ошибок в двух видах речевой деятельности детей: говорении и чтении.
Список литературы:
1.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1997; 208 с.
2.Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка// Начальная школа. -1999. №3. С. 44.
3.http://standart.edu.ru/