РАЗВИТИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗВИТИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный мир полон каждодневных  изменений и нововведений в области политики, науки и техники, культуры и социальной сфере. Безусловно, эти изменения касаются и языковой системы. Взрослый человек, живя в этих условиях, соответственно, приспосабливается к ним. И он это успешно делает, т.к. он психифизиологически сформирован как личность. А что же делать младшему школьнику? Он только начинает жить. Для него все ново, всё, что он видит, слышит, он воспринимает как образец для подражания. Задача родителей и учителей - сделать мир, познаваемый ребенком, максимально точным, ясным, и, если можно так сказать, правильным.

Одним из главных направлений работы школы, в особенности младшей, должно стать развитие орфоэпически правильной речи детей, совершенствование их произносительно-слуховой культуры, формирование  хорошей дикции, развитие выразительности речи, повышение культуры живого слова. К сожалению, в современной школе не изжита привычка изучать язык в письменном виде, насаждать грамотность исключительно в виде орфографии. До сих пор актуальными остаются слова, сказанные более полувека назад: «...мысль о правильности произношения в школе не есть постоянная хозяйка нашей речи, а гостья, да еще редкая гостья, парадная, так сказать». В Законе РФ «Об  образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, а также в Образовательном стандарте начальной школы 2 поколения (2010 год) говорится необходимости формирования у младших школьников норм и правил орфоэпии [3].

Для успешной работы по развитию звуковой стороны речи учащихся важно раскрыть механизмы освоения русского литературного произношения детьми младшего школьного возраста, показать закономерности и особенности владения орфоэпическими нормами на начальном этапе обучения. Ребенок-дошкольник воспринимает и воспроизводит лишь одну форму речи - устную, при этом его произношение всегда сравнивается с произношением взрослых «без всякого рассмотрения отношения к орфографическому, письменному языку» [2].

С поступлением в школу процесс освоения детьми нормированного произношения продолжается под значительным воздействием на него письма. В школе дети начинают овладевать двумя совершенно новыми для них видами речевой деятельности: чтением и письмом, которые включают в работу зрительный анализатор, что вызывает существенную перестройку ранее сложившихся механизмов в слуховом и речедвигательном анализаторах. Так,  увидев в книге или на доске слово «ЧТО», сумев его прочитать, ребенок понимает, что его устное «ЧЁ» не соответствует написанному и должно быть исправлено.

Именно в младшем школьном возрасте актуализируется тенденция сближения произношения с написанием, признаваемая многими российскими лингвистами ведущей тенденцией развития орфоэпической нормы в наши дни. К. С. Горбачевич пишет: «Конечно, влияние книги и раньше сказывалось на произношении звуков. Однако теперь «в условиях всеобщей грамотности», когда устные речевые навыки закладываются не только на слух путем подражания речи взрослых, но и благодаря зрительному усвоению графического образа напечатанного слова, воздействие письма на произношение несоизмеримо возросло» [1].

Таким образом, произносительные умения учащихся начальных классов складываются и развиваются под неослабевающим влиянием графической формы слова, с чем нельзя не считаться при организации орфоэпической работы в начальных классах. Однако для обучения детей орфоэпии понимания общих закономерностей и особенностей владения произношением в младшем школьном возрасте недостаточно. Важно представлять конкретный уровень орфоэпической грамотности учащихся начальных классов, знать их типичные произносительные ошибки, а также характер проявления ошибок в двух видах речевой деятельности детей: говорении и чтении.

Список литературы:

1.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка,  М.: Просвещение, 1997;  208 с.

2.Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка// Начальная школа. -1999. №3. С. 44.

3.http://standart.edu.ru/

Просмотров работы: 5