РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СИНОНИМАМИ И АНТОНИМАМИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СИНОНИМАМИ И АНТОНИМАМИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова, «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи». Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию,  способствует организация учебной деятельности, направленная на:

- восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

- развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;

- формирование умения использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.

В среднем взрослый человек использует для ежедневного общения около 3 тысяч слов. Однако его словарный запас состоит примерно из 20 тыс. слов. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспевает в жизни.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский подчеркивал, что дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, поэтому  всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета [4].

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место также следует отводить  работе с синонимами и антонимами, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно - это значит, в какой-то мере,  усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании [1].

Одним из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима. Изучение синонимов в начальных классах осуществляется путем разнообразных упражнений, таких как, например, выделение и сопоставление слов, близких по значению, подбор к словам их синонимов, самостоятельное употребление детьми синонимов в своей речи.

«Умение разграничивать синонимы, - пишет Л.Н. Гвоздев, - выбирать из них наиболее уместный и точный, представляет собой важный стилистический навык. Синонимы в речи могут замещать друг друга, умелое использование их позволяет избежать повторения в речи одних и тех же слов и тем самым устраняет однообразие и монотонность речи, делает высказывание разнообразным, точным и выразительным» [2, с.58].

Работа над синонимами включает следующие этапы: 1)подбор слов, близких по смыслу; 2)выделение слов (синонимов) в тексте; 3)выяснение понимания слов учащимися; 4)введение слова в другой контекст - составление предложения; 5)использование слов-синонимов в речи.

Уже во 2 классе дети справляются с подбором синонимов к таким словам:

Водитель (шофёр), везение (удача),  давление (нажим), штурм (атака) и т.п.

Синонимы важны и нужны для того, чтобы исключить повторение одного и того слова в предложении и тексте. Когда ученики выполняют задания по редактированию предложений, устраняют повторяющиеся слова. Такой вид работы является хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и других высказываний.

 Тема «Антонимы» тоже основана на принципе от простого к сложному. Учащиеся учатся распределять слова на антонимические пары, находить антонимы в текстах пословиц и стихотворений. Научившись выполнять эти упражнения, дети получат опыт работы с антонимами, и им будет легче справляться с подбором антонимов к заданным словам, вставлять недостающие слова в предложения, ориентируясь на контекст. Подбирая антонимы, второклассники не только вспоминают пословицы и поговорки, но и импровизируют, составляя новые. Например: избыток (недостаток), нападение (защита), жена (муж), конец (начало) - «Избыток сна - недостаток ума»; «Никогда не нападай, а защищаться умей», «У жены красота - у мужа доброта». Антонимы-прилагательные восстанавливаются в предложениях легче, чем глаголы или существительные, поэтому в начальных классах больше используются предложения на восстановление прилагательных  [3].

В заключение можно добавить, что систематическая и целенаправленная работа с младшими школьниками над явлениями синонимии и антонимии развивает у них внимание и интерес к слову, делает их речь более точной и выразительной, формирует чувство языка, активизирует умственную деятельность [4].

Список литературы:

1. http://www.mediaget.ru/referat/referat/50825/

2.    Гвоздев А.И. Очерки по стилистике русского языка. - М., Учпедгиз, 1955 - С.58.

3.http://ylgahome.3dn.ru/load/razvitie_leksiki_u_mladshikh_shkolnikov/10-1-0-38

4.http://academicon.ru/publ/filologija/doroshhenok_o_b_razvitie_rechi_s_pomoshhju_sinonimov/5-1-0-213

5. Выготский Л.С. Мышление и речь: Сборник/ Лев Выготский. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 668с.

Просмотров работы: 66