ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Информатизация образования - это сложный, инновационный по своему характеру процесс, ориентированный на модернизацию целей, содержания, методов, форм обучения, моделей управления школой. В этом процессе перед учителями, педагогами и руководителями образовательных учреждений постоянно возникают нестандартные задачи. Для их успешного решения требуются не только материальные ресурсы, но и особая информационно-мотивационная среда, поддерживающая и стимулирующая работников образовательных учреждений, облегчающая поиск и использование информации, требуемой для решения задач информатизации.

На тему информатизации учебного процесса и системы образования в целом опубликовано много статей, вопрос поднимается на различных форумах, касающихся образовательного процесса. На ряд вопросов редакции научно-практического электронного альманаха «Вопросы информатизации образования» ответила С.М. Авдеева - руководитель отдела проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров. В интервью затронуты несколько вопросов информатизации образования, вот некоторые из них:

«Под интернет-образованием можно понимать как использование интернет-технологий в традиционном учебном процессе массовой школы, когда изменяется сам урок, организация образовательной деятельности, так и интернет-обучение, то есть дистанционное обучение с использованием интернет-технологий, когда у нас есть географически отдаленные друг от друга учитель, ученик, система дистанционной поддержки, нормативно-правовая база, поддерживающая такую форму обучения, и т.п.

Создание содержательной базы интернет-образования - это длительный и серьезный процесс. Кроме того, очень дорогостоящий. Мы вкладываем в эту отрасль намного меньше, чем ведущие западные компании. И результаты мы увидим не завтра, а года через 2-3, когда повысят квалификацию все те, кто будет использовать в своей работе ИКТ. Должен сформироваться такой «класс», как сетевые педагоги, сетевые кураторы, должны быть описаны квалификационные характеристики, разработаны курсы обучения для них, и учтено еще много других вещей».

Новейшие технические средства дают возможность более эффективного обучения, формирования навыков самостоятельной деятельности, позволяют увеличить информативность, интенсивность, результативность образования. Они являются источником еще не раскрытых резервов организации учебного процесса.

С учетом концепции модернизации образования в России и необходимости построения новых и эффективных для образования Интернет-ресурсов в работе рассматривается методическая системы обучения в виде образовательного Интернет-ресурса, который, в свою очередь, с одной стороны, является электронной реализацией учебного предмета, а с другой, новым средством обучения.

Обобщенная теоретическая модель структуры учебного веб-ресурса имеет следующий вид:

  • 1. Любые задачи в обучении реализуются педагогом с определённой целью, все эти цели связаны и между собой, и с целями обучения в целом. Следовательно, одним из компонентов учебного веб-ресурса являются цели обучения.
  • 2. Достижение каждой цели требует определённой деятельности, которая осуществляется на основе изучения понятий, теорем, алгоритмов и т.д., а также овладения различными действиями в процессе решения различных по содержанию задач. Поэтому в содержание учебного веб-ресурса заложено содержание обучения конкретному разделу.
  • 3. Использование в обучении веб-ресурса вызывает разные виды умственной деятельности обучаемых (репродуктивную, творческую), поэтому в структуре учебного веб-сайта обязательно должны присутствовать методы обучения, как компонент, отвечающий за умственную деятельность обучаемых.
  • 4. Учебный веб-ресурс предполагает использование определённых организационных форм (дистанционное обучение, индивидуальную и групповую работу и т.п.). Следовательно, организационные формы, используемые при обучении с помощью учебного веб-ресурса, входят в качестве одного из его компонентов.
  • 5. В структуре учебного веб-сайта должен быть предусмотрен элемент мониторинга, чтобы подчеркнуть его важность в управлении учебно-познавательной деятельностью обучаемого со стороны преподавателя. Благодаря системе мониторинга можно определять образовательный маршрут обучаемого для реализации целей обучения и удовлетворения его потребностей через ожидаемые результаты обучения. Без системы контроля, без мониторинга учебный веб-ресурс будет реализовывать лишь одну свою функцию «ознакомительную», представлять собой электронный справочник, содержащий лишь определенную информацию по предмету, и не будет являться электронным учебником.
  • 6. Технология установки связей между элементами формируется, исходя из ожидаемых результатов обучения и методического обеспечения технологии обучения. Она позволяет организовать учебно-познавательную деятельность обучаемых через систему мониторинга, с одной стороны, и с другой стороны, обеспечивает обучаемых учебно-познавательной деятельностью через «путешествие» по сайту с учетом контроля и ознакомительной деятельностью без учета контроля.
  • 7. Наконец, одним из важнейших элементов образовательного сайта являются ожидаемые результаты обучения, которые представляют собой совокупность основных понятий и умений по учебному предмету, разделу или теме.

Веб-ресурс, представляющий образовательное направление должен объединять в себе принципы и механизмы, как традиционной публикации информации, используя гипертекстовые документы, так и специализированные алгоритмы, стимулирующие образовательную деятельность и познавательную мотивацию. Следовательно, целью такого веб-ресурса является не только представление информации для общего пользования, а прежде всего организация образовательного процесса, стимуляция познавательной деятельности, повышения мотивации обучающихся.

Примером подобного веб-ресурса, является разработанный нами сайт http://lpi.moy.su/. В сайте присутствуют модули: лекций, практических занятий, тестов, общения на форуме, связи с администрацией, для решения спорных вопросов. Также наш сайт соответствует характеристикам электронных видов информации, что позволяет назвать его обучающим.

Характеристики электронных видов информации, и в частности веб-информации, вполне способны обеспечить требования, предъявляемые образовательным процессом, так как гипертекстовая структура ресурса, а также гибкая система взаимосвязанности ресурсов на основе URL адресации даёт возможность увеличить поток информации и тем самым расширить область знаний. Возможность интерактивного обмена информацией, как на основе традиционных средств, электронной почты, так и на специально организованных, дискуссионных форумах, ЧАТ´ах, специальных web-формах и т.д, даёт возможность достаточно открыто общаться на заданные темы учащимся и преподавателю, обмениваться информацией, свободно консультировать, организовывать групповые обсуждения. При значительной доле времени самостоятельной работы учащегося данные характеристики веб-ресурса безусловно повышают и стимулируют активность работы, а соответственно повышают уровень усвоения получаемой информации. Характеристика образовательного веб-ресурса как определённого рода системы позволяет построить процесс обучения по определённой траектории с достаточно жесткой регламентацией выполнения тех или иных действий учащимся, за счёт инкапсуляции специальных алгоритмов в веб-интерфейс, что может повышать мотивацию и организовывать учащихся в процессе обучения.

В чем же положительные стороны использования веб-сайта, как средства обучения? Плюсы заключаются в следующем:

  • представление на экранах мониторов персональных компьютеров преподавателей и студентов учебно-методической информации, а также возможность получения твердых копий целенаправленно выбираемой части информации, содержащейся в сетевом ресурсе;
  • диалоговый обмен между участниками образовательного процесса в реальном (on-line) и отложенном (off-line) режиме учебной, методической, научно-образовательной и другой информацией, независимо от расположения участников образовательного процесса в пространстве и во времени;
  • обработка передаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование) в реальном и отложенном времени;
  • доступ к различным источникам информации (порталам, электронным библиотекам, базам данных, ресурсам Интернет т.п.);
  • доступ к удаленным вычислительным ресурсам, лабораторным практикумам, учебным курсам и контролирующим материалам;
  • организация коллективных форм общения преподавателя со студентами и студентов между собой посредством теле- и видеоконференций.

Таким образом, учебный веб-ресурс при грамотном использовании может стать мощным инструментом в изучении большинства дисциплин и повышения уровня образования, творчества и саморазвития.

 Литература:

  • 1. Авдеева С. М. Особенности образования. - М.: 2007.
  • 2. Кречетников К.Г. Методология проектирования, оценки качества и применения информационных технологий обучения. - М.: Госкоорцентр, 2001.
  • 3. Новикова О. Н. Управленческий аспект использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2010.
Просмотров работы: 369