На тему информатизации учебного процесса и системы образования в целом опубликовано много статей, вопрос поднимается на различных форумах, касающихся образовательного процесса. На ряд вопросов редакции научно-практического электронного альманаха «Вопросы информатизации образования» ответила С.М. Авдеева - руководитель отдела проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров. В интервью затронуты несколько вопросов информатизации образования, вот некоторые из них:
«Под интернет-образованием можно понимать как использование интернет-технологий в традиционном учебном процессе массовой школы, когда изменяется сам урок, организация образовательной деятельности, так и интернет-обучение, то есть дистанционное обучение с использованием интернет-технологий, когда у нас есть географически отдаленные друг от друга учитель, ученик, система дистанционной поддержки, нормативно-правовая база, поддерживающая такую форму обучения, и т.п.
Создание содержательной базы интернет-образования - это длительный и серьезный процесс. Кроме того, очень дорогостоящий. Мы вкладываем в эту отрасль намного меньше, чем ведущие западные компании. И результаты мы увидим не завтра, а года через 2-3, когда повысят квалификацию все те, кто будет использовать в своей работе ИКТ. Должен сформироваться такой «класс», как сетевые педагоги, сетевые кураторы, должны быть описаны квалификационные характеристики, разработаны курсы обучения для них, и учтено еще много других вещей».
Новейшие технические средства дают возможность более эффективного обучения, формирования навыков самостоятельной деятельности, позволяют увеличить информативность, интенсивность, результативность образования. Они являются источником еще не раскрытых резервов организации учебного процесса.
С учетом концепции модернизации образования в России и необходимости построения новых и эффективных для образования Интернет-ресурсов в работе рассматривается методическая системы обучения в виде образовательного Интернет-ресурса, который, в свою очередь, с одной стороны, является электронной реализацией учебного предмета, а с другой, новым средством обучения.
Обобщенная теоретическая модель структуры учебного веб-ресурса имеет следующий вид:
Веб-ресурс, представляющий образовательное направление должен объединять в себе принципы и механизмы, как традиционной публикации информации, используя гипертекстовые документы, так и специализированные алгоритмы, стимулирующие образовательную деятельность и познавательную мотивацию. Следовательно, целью такого веб-ресурса является не только представление информации для общего пользования, а прежде всего организация образовательного процесса, стимуляция познавательной деятельности, повышения мотивации обучающихся.
Примером подобного веб-ресурса, является разработанный нами сайт http://lpi.moy.su/. В сайте присутствуют модули: лекций, практических занятий, тестов, общения на форуме, связи с администрацией, для решения спорных вопросов. Также наш сайт соответствует характеристикам электронных видов информации, что позволяет назвать его обучающим.
Характеристики электронных видов информации, и в частности веб-информации, вполне способны обеспечить требования, предъявляемые образовательным процессом, так как гипертекстовая структура ресурса, а также гибкая система взаимосвязанности ресурсов на основе URL адресации даёт возможность увеличить поток информации и тем самым расширить область знаний. Возможность интерактивного обмена информацией, как на основе традиционных средств, электронной почты, так и на специально организованных, дискуссионных форумах, ЧАТ´ах, специальных web-формах и т.д, даёт возможность достаточно открыто общаться на заданные темы учащимся и преподавателю, обмениваться информацией, свободно консультировать, организовывать групповые обсуждения. При значительной доле времени самостоятельной работы учащегося данные характеристики веб-ресурса безусловно повышают и стимулируют активность работы, а соответственно повышают уровень усвоения получаемой информации. Характеристика образовательного веб-ресурса как определённого рода системы позволяет построить процесс обучения по определённой траектории с достаточно жесткой регламентацией выполнения тех или иных действий учащимся, за счёт инкапсуляции специальных алгоритмов в веб-интерфейс, что может повышать мотивацию и организовывать учащихся в процессе обучения.
В чем же положительные стороны использования веб-сайта, как средства обучения? Плюсы заключаются в следующем:
Таким образом, учебный веб-ресурс при грамотном использовании может стать мощным инструментом в изучении большинства дисциплин и повышения уровня образования, творчества и саморазвития.
Литература: