ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА  И РОЛЬ СЕМЬИ В ЕЕ РАЗВИТИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА  И РОЛЬ СЕМЬИ В ЕЕ РАЗВИТИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема одаренности детей становится все более актуальной. Это,  прежде всего,  происходит из-за нехватки неординарных личностей. И поэтому создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,  реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы  с детьми, приводит их к неадекватной оценки личностных качеств, и нередко творческое мышление становится отклонением или негативизмом. Распространено мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых. Не учитывается то, что они очень восприимчивы: им всегда нужно чье - то одобрение, критикуют себя и окружающих, нужна поддержка. Одаренным детям чуждо понятие «Так принято». Они очень требовательны и к себе, и к окружающим. Часто не проявляют терпимости по отношению к ровесникам, которые мыслят иначе.

Итак, дадим определение понятиям «одаренность», «одаренный ребенок»:

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [4].

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это,  прежде всего,  результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

Существуют 2 точки зрения, о частоте проявления одаренности детей: первая - это "все дети являются одаренными", и вторая - "одаренные дети встречаются крайне редко". Одни предполагают, что развить  до одаренности  можно любого ребенка, а другие, что одаренность - это уникальное явление.

Одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога. Поэтому судить об одаренности ребенка нужно не только по его школьным, внешкольным  делам, но и по формам его деятельности.

Рассмотрим признаки одаренности,  охватывающие два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект включает следующие признаки:

  • 1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность (- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; - использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; - выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решении).
  • 2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
  • 3. Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей.
  • 4. Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представле­ний и умений.

Мотивационный аспект:

  • 1. Повышенная избирательная чувст­вительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, зву­кам, цвету, техническим устройствам, расте­ниям и т.д.)
  • 2. Повышенная познавательная по­требность, которая проявляется в ненасыт­ной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
  • 3. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
  • 4. Предпочтение парадоксальной, про­тиворечивой и неопределенной информа­ции, неприятие стандартных, типичных зада­ний и готовых ответов.
  • 5. Высокая требовательность к резуль­татам собственного труда, склонность ста­вить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Но поведение ребенка может и не соответствовать этим признакам, т.к. они вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях. Однако, сходство хоть одного признака должно привлечь внимание специалиста.

Хотелось бы отметить работы психологов, внесших немалые вклады в изучение этой проблемы: доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе,  А.В. Запорожец, А. Матюшкин. Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое явление. Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Бонэ, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однако доступ к трудам этих авторов к сожалению сильно ограничен. Поэтому в изучении данного вопроса приходится больше опираться на таких столпов русской, советской психологии как Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн и др. Интересные исследования в области физиологии одаренных, гениальных людей провел доктор биологических наук, профессор В.П. Эфроимсон. Как правило, знание механики любого явления позволяет более точно судить о его проявлениях. И, наконец, можно отметить великолепную исследовательскую работу доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка. [3,4].

Воспитание и обучение одаренных детей - трудная и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей (родители, не имеющие никаких интересов, кроме «хлебных», вряд ли могут воспитать одаренного ребенка, вряд ли раскроют все возможности его дарования); тут и соответствующая подготовка учителей - подготовка их ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому, чтобы иметь дело с одаренными детьми: многие заболевания, особенно так называемые психосоматические, у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто.

Внимание к одаренному ребенку не должно исчерпываться лишь периодом его обучения. Ведь значительные трудности одаренные люди испытывают и в периоде  профессионального самоопределения,  и в дальнейшем, в самом процессе творчества, т.е. таланту нужна постоянная забота всего общества.

Как бы  ни рассматривались роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и вос­питания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи явля­ется решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, не­полная семья и т.д.) оказываются относи­тельно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления лич­ности одаренного ребенка, прежде всего,  по­вышенное внимание родителей.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образован­ными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная, практически обязательная  особенность семьи любого особо одаренного ребенка - чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тес­ному переплетению познавательных и лич­ностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, одна­ко именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незауряд­ных способностей.

Список использованной литературы:

1.Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. - № 3. - с. 54-59. -

2.Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии. - 2003. - №4.- с. 13 - 18.

3.Одаренные дети: Пер. с англ./ общая редакция Г. В. Бурменского,  В. М. Слуцкого - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.

4.Общая одаренность / Психологический словарь: http://www.anypsy.ru/glossary/obshchaya-odarennost

Просмотров работы: 162