Существенным представляется процесс становления личности в социуме - усвоение индивидом определенной системы ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, что позволяет ему функционировать как их члену. Индивидуальные агенты социализации (родители, воспитатели, сверстники и др.) функционируют не сами по себе, а в составе определенных социальных институтов. Первыми агентами социализации, как правило, являются родители [3]. Поэтому, в процессе формирования этнотолерантности детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет поведение родителей и микросреда в семье.
Социологический анализ проблемы основывается на изучении ее нормативной базы. Современное российское законодательство в сфере семейных отношений основывается на важнейших международно-правовых документах Организации Объединенных наций, содержащих основные требования государственной политики в отношении семьи и детей. Руководящим принципом, закрепленным в международном праве и внутреннем законодательстве, является положение о том, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной ответственности. В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Семейный кодекс РФ закрепляет в статье 63 положение о том, что родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, что соответствует Конвенции ООН о правах ребенка. В соответствии со статьей 18 РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности в раннем возрасте.
Особое внимание в процессе социализации дошкольника следует уделять развитию свободной личности, способной делать выбор, уважать выбор других, уметь противопоставлять внешнему давлению свое волеизъявление, а также этнотолерантно взаимодействовать в кругу сверстников.
Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых, научение воспитанников быть «продуктивными членами общества», приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества. В качестве критериев и показателей социализация предлагается использовать отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.
Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Основными механизмами социализации детей дошкольного возраста являются: социальная ориентация, рефлекторная регуляция, подражание, эмоциональная идентификация, нормативная и индуктивная регуляция, социальный опыт, контроль, оценка, рефлексия.
Социализация осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе. Социализации дошкольников определяется различными основаниями социальной идентификации, доминирующими в том или ином возрасте: младший дошкольный возраст - видовая и родовая идентификация. Очевидно, что семья и дошкольное образовательное учреждение, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития дошкольника. Семья как важнейший фактор социализации являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи: демографический параметр (структура семьи), социально - культурный параметр (образовательный уровень членов семьи, их участие в жизни общества), социально-экономический параметр (имущественные характеристики и занятость членов семьи на работе), технико-гигиенический параметр (условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни).
Следует отметить, что семья как фактор социализации обеспечивает непрерывность, устойчивость воздействия в плоскости взаимоотношений, основанных на эмпатийно - родственных чувствах любви и взаимной ответственности. Семья обеспечивает возможность возрастания социального опыта составляющих ее субъектов на основе передачи - наследования и взаимного обучения. Кроме того, семья позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Таким образом, мы вправе назвать семью первичной группой социализации и источником человеческой духовности, этнотолерантности, а потому и всей духовной и социальной культуры и, прежде всего - Родины и государства.
Сегодня семья и дошкольные образовательные учреждения во многом действуют автономно, не объединяя в полной мере свои усилия, что снижает возможности этих социальных институтов для социализации дошкольника и формирования этнотолерантности. Процесс социализации дошкольника на основе взаимодействия семьи и образовательных учреждений включает в себя, во - первых, познавательную направленность, ориентированную на усвоение норм социальных отношений; коммуникативную направленность, ориентированную на умение строить отношения, самореализацию в деятельности; во-вторых, эмоциональную направленность, необходимую для выражения отношения к себе как субъекту деятельности, к собственной деятельности и другим людям, как субъектам совместной деятельности.
Под дошкольной социализацией на основе взаимодействия семьи и образовательного учреждения понимается такое ее развитие, в ходе которого она усваивает культурно-исторический и социальный опыт, семейные традиции, включающие в себя коммуникативные умения, умения оценивать собственную и совместную деятельность. Процесс социализации предполагает активное взаимодействие личности и общества [1]. Для того чтобы осуществить формирование этнотолерантности дошкольника в контексте социализации, необходимо взаимодействие всех участников данного процесса, а именно: образовательного учреждения, родителей и семьи в целом.
Далее встает вопрос, каким же образом возможно формирование этнотолерантности в дошкольном возрасте в контексте социализации? Несомненно, игровая деятельность, как основной вид деятельности ребенка в дошкольный период, является механизмом социализации, а также способствует формированию этнотолерантного поведения.
Общепризнанно, что игра служит для разрешения противоречия между потребностью освоить какие-то желанные действия, деятельность и недоступностью этого в данное время. В игре, игровой культуре обнаруживаются все новые и новые возможности педагогического применения.
Игра осуществляет частичное, первичное освоение, а недоступные элементы заменяет условными. Не доверяют маленькой девочке пеленать младенца - и она делает это с куклой: как будто это ребенок, но пеленать она старается совсем «как мама», и действительно начинает овладевать этим.
Таким образом, игра выступает как переход от невозможного - через частично возможное - к вполне возможному, действительному. Переход поэтапный, ступенчатый: условность все уменьшается. Например, от «письма» в виде беспорядочного черкания по бумаге - к все более настоящему письму. Или наоборот увеличивается, скажем, от «вычислений» на пальчиках - к операциям с отвлеченными числами, формулами. Подобные ступенчатые «лесенки» начали возникать еще в живой природе в играх животных. Человеком же они изначально освоены для развития и воспитания.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить огромный потенциал игровой деятельности в формировании этнотолерантности в контексте социализации дошкольников. Одной из ведущих форм организации работы дошкольного образовательного учреждения является проведение праздников и развлечений в детском саду.
Празднично-игровая культура современного мира детства - многогранное явление социальной жизни и важная проблема психолого - педагогической науки, а также практической деятельности специалистов разных профилей. Праздники отражают историю и культуру страны, особенности менталитета личности и народа. А празднично-игровая культура преобразует повседневную жизнь, формирует человека как субъекта культуры, несет радость общения и преображения окружающего мира, способствует формированию этнотолерантности. Вот почему на протяжении всего XX века осмыслением этой сферы детства (как объекта и уникального субъекта общественной модернизации) занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие, как: Л. Божович, Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Макаренко, М. Монтессори, С. Рубинштейн, В. Сухомлинский, Д. Эльконин и др.
Общество предъявляет ребенку определенные требования, их совокупность принято называть «социальной ролью». Эти требования в ходе социализации и в результате внутреннего усвоения норм становятся структурным элементом человеческой личности. Предоставление возможностей для выбора самых разных социальных ролей - особенность деятельности детских общественных объединений конца XX века. В процессе игрового взаимодействия, происходящего там, ребенок не только обучается социальным ролям, но и интериоризирует определенные предписания, которые становятся его внутренними побуждениями, входят в структуру личности, становятся внутренней сущностью.
Возникновение объединений детей и взрослых - явление культурно - историческое. Именно через творческое участие в жизнедеятельности объединения личность становится автором своего миропонимания, этнотолерантности, ценностно-нравственной направленности, эмоционально-волевых проявлений, социально-гражданского поведения, преобразовательной деятельности, фиксирующей собой опыт созидательной жизни.
Здоровый ребенок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Однако не вся деятельность развивает. Исследования последний лет и наблюдения за деятельностью педагогов убедительно доказывают, что «эффективность развития связана с освоением детьми позиции субъекта детской деятельности. Именно благодаря освоению данной позиции происходит интенсивное эмоционально-личностное развитие, оформляется новое психическое образование - ценностность, которая определяет самореализацию субъекта в той или иной деятельности» (М.В. Крулехт). На практике во многих образовательных учреждениях уделяется недостаточное внимание созданию условий для освоения детьми позицией субъекта разнообразных видов детской деятельности, что абсолютно необходимо в процессе формирования этнотолерантности ребенка. Модель субъект - субъектного взаимодействия педагогов с детьми остается только провозглашенной: воспитатели слабо используют весь арсенал педагогических приемов для постановки ребенка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, уровня развития. Презентация достижений воспитанников, как мощный инструмент мотивации дошкольников к проявлению самостоятельности, используется крайне однообразно [2].
Поэтому главная цель педагогов - найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности. Одним из средств развития субъектной позиции ребенка в деятельности становятся «занятия по интересам» - досуговая деятельность. Она предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование этнотолерантности в контексте социализации дошкольника возможно и необходимо в связи с требованиями современного общества.
Литература